viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

МСТИСЛАВ И РЕДЕДЯ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

   Часть десятая

   КИСТЬЮ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ
    Наиболее известными являются:
     1. Картина русского художника Андрея Ивановича Иванова (1776-1846) «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей» (285x205), написанная в 1812 году. Аннотация к картине, находящейся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), гласит: «Мстислав Владимирович (по прозвищу Храбрый или Удалой) (ок. 983-1036), в крещении Константин, князь Тмутараканский (990/1010-036), князь Черниговский (1024-1036), сын Владимира Святого. Редедя или Ридада (ум. 1022) – по летописям богатырь, предводитель абхазо-адыгского племени касогов».



    Вот мнение о картине искусствоведов: «Произведение построено с соблюдением всех норм классицистического искусства: уравновешенная композиция, в которой две центральные фигуры атлетов составляют условный треугольник в центре полотна, локальные цветовые контрасты, четкость контуров и резкая светотеневая моделировка объемов – все это способствует однозначному прочтению зрителем сюжета и акцентирует внимание на его главных героях. Художник изображает завершающий этап борьбы, исхода которой ожидают войска на заднем плане: Мстислав стоит над поверженным косожским князем, и образ Славы парит над его головой.

    Таким образом, художник в своеобразной аллегорической форме откликался на события, происходившие спустя 790 лет, в 1812, когда войска Наполеона вторглись на территорию России. За это полотно в год его написания А.И.Иванов получил звание профессора, в сопроводительных документах записано: "Картина представляет сражение русского воина с печенегом, победа которого доставила потомству имя Переяславля". По мнению исследователей, данный сюжет взят из "Древней Российской истории" М.В.Ломоносова и отражен в «Слове о полку Игореве». В 1943 году обращение к этому событию стало поводом для Николая Рериха говорить о коренном переломе, происшедшем в ходе Великой Отечественной войны ("Единоборство Мстислава с Редедей", 1943. ГРМ).

   2. Действительно, русский художник и философ-мистик Николай Константинович Рерих (1874-1947) обратился к данной теме также в переломное для России время. В его дневниках (Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.) упоминание о работе над картиной и о ней самой встречается неоднократно.


    «…Неужели все бывшие битвы не сломили? Нет, не сломили. Вот же нисколько не сломили. Елена Ивановна, увидав "Мстислава Удалого и Редедю" и "Пересвета с Челибеем", воскликнула: "Должно быть, ужасная война, если даже самый мирный человек изображает смертные поединки". Хочется оставить памятки народу русскому о всех мономахах, о великих поединках за славу Русской Земли. Может быть, друг-мозаичист каменно сложит эти памятки, а молодежь еще раз вспомнит, о чем всегда нужно   держать в сердце. Полетите светлые чайки к русскому народу. 24 ноября 1942 г.»
    «…Хлопочем устроить нашу выставку в пользу Русского Красного Креста. Святослав* сейчас в доездке с этою целью. Хотел я с этой же целью издать книгу "От Гималаев", "Фром Химават", но сейчас трудно с бумагою. Еще две картины пошли на военный фонд. Думаем о лотерее. Картина "Победитель" дает богатыря, поразившего огромного змея, – на фоне очертания Белухи. "Мстислав Удалой" поборает косожского богатыря Редедю. 28 марта 1943 г.»
    «…Померялся русский богатырь с врагом страшным и одолел его. Мстислав Удалой грянул оземь косожского богатыря Редедю. И Мономах выходил на единоборства. И ополчалась Русь на Куликовом поле... Да что перечислять! Народ русский научился ценить прошлое. 17 июня 1944 г.
    «…Мстислав Удалой сразил в поединке косожского богатыря Редедю, но таким единоборством народ был избавлен от избиения. В летописях русских и кабардинских поединок этот отмечен. И вся культурная работа полна благородных поединков. 1 сентября 1946 г.»

Продолжение следует


?

Log in

No account? Create an account