viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

КУРГАН С СЕРЕБРЯНОЙ ДВЕРЬЮ

Лесистый курган… Впервые авторы узнали о нем из труда Шоры Ногмы «История адыхейского народа». Название кургана даже вынесено в тематическую рубрикацию, содержащую краткое содержание каждой главы его уникального труда.
«Предание,– пишет Нестор кабардинской истории (это слова выдающегося кавказоведа В. К. Гарданова. – Авт.), сохранило даже название места, где обитал первый епископ, пришедший из Греции; оно находится в четырех верстах от крепости Нальчик и называется « Лесистый курган». И теперь этот курган очень высок. Вот песня, в которой упоминается о нем и прославляется епископ, там обитавший…»
Строки из этой песни стоит привести, потому что именно в ней впервые упоминается «серебряная дверь». Шора Ногма, рассказывающий в этой главе о «введении христианской веры между адыхейцами», чьим сторонником был греческий император Юстиниан, называвший себя « адыхейским витязем», сообщает, что « греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусствами и просвещение. К этой эпохе относят построение храмов Божиих в нашей земле. Священник назывался у нас шогень; епископ – шехник».

А вот и сама песня:
Шехник – наш защитник и воспитатель, шехник – наш свет.
Воспитатель рассуждал о законе Божием с вершины Лесистого кургана.
И на Лесистом кургане сковал ему дом из жести с дверьми из литого серебра и там-то обитал светлый Божий дух.
И ангелы беседовали с мудрым старцем. Свет от бороды его уподоблялся свету факела.
Он парит в воздухе, как земная птица, подымается под облака и видит творящих беззакония.
Ребро его не простая кость, но кость слоновая, и благородный золотой крест сияет на его груди.

Лесистый курган в другой работе Ногмы – « Филологических трудах»  – назван несколько по-иному – «Курган лохматый»  (Ошхаца). Но это разночтение не суть важно, так как понятно, что речь идет об одном и том же объекте.
Зато утверждение Шоры о том, что курган «находится в четырех верстах от крепости Нальчик», вызывало  вопросы.
Историк Рашад Туганов, на чьи работы и  мнение в своих книгах мы ссылались неоднократно, писал: «К сожалению, современная археологическая наука не обнаружила остатков каких-либо церковных сооружений в окрестностях Нальчика… Неясно также, о каком « лесистом»  или «лохматом кургане»  идет речь. По непроверенным данным, остатки ближайшей к Нальчику средневековой христанской обители находятся юго-восточнее Нальчик, на так называемой Сарай-горе. Если эти данные подтвердятся, то историческое сказание Ногмы получает более реальное основание».
А вот какие подробности о подземном храме приводит Авраам Фиркович (1788–1874) в работе «Археологические разведки на Кавказе» , изданной в Санкт-Петербурге в 1858 году: « Рассказы кабардинцев о кургане, находящемся на речке Урвань, в ауле Джанхот, верстах в 23 от укрепления Нальчик, заставили меня осмотреть это место.
Курган этот стоит возле самой речки; одна сторона его, подмываемая водою, обвалилась. Владелец аула нашел там птичку, вылитую из серебра, собачку и бычка – из меди; первые две, как говорит он, в отсутствие его продала дочь его торгующему армянину моздокскому за 5 рублей серебром, оставшегося же у него медного бычка я прибрел у него и передал Н. И. Надежину для представления его сиятельству графу А. А. Перовскому, находившемуся в то время в Крыму.
Местное предание говорит, что на этом месте был храм, поглощенный впоследствии землею, отчего будто бы и образовался курган; но если бы храм провалился, то была бы яма, а не насыпь или курган! В обвалившемся месте кургана находятся черепки из черной глины, зола, уголья и т. д. Я пытался разрыть курган с противоположной стороны: оказались такие же черепки и жженые кирпичи, имевшие квадратную форму в 5 вершков, а толщиною 11/2 вершка. Местные рассказы уверяют, что внутри кургана есть подземное здание и что, ударяя в землю, слышат гул. Почем знать? Может быть, здесь окажется древняя катакомба».
 Так, может быть, оба автора ведут речь об одном и том же кургане, ведь их работы написаны примерно в одно  время? Нет, это не так, о чем и свидетельствует разнящееся у авторов почти в четыре раза расстояние до кургана от укрепления Нальчик. Аул Джанхот (Жанхотово) – это нынешнее селение Псыгансу, располагающееся на берегу реки Урвань примерно в тридцати километрах от Нальчика. Фиркович в 1849 году вел раскопки именно здесь – в месте, получившем название « Псыгансуевский 2-й курган». Это утверждает ученый Исмаил Чеченов в труде « Древности Кабардино-Балкарии»  и добавляет: «Иных сведений о результатах раскопок этого интересного кургана не имеется.
Право, становится грустно, оттого что за минувшие 160 лет так и не была предпринята попытка разобраться: сведения о каком же древнем подземном храме сохраняет народная память. Оказывается, « ленивость и нелюбопытство», заклейменные еще Пушкиным, не по силам даже векам, и поэтому вслед за Фирковичем в отношении Псыгансуевского кургана нам остается тоже только вопрошать: « Почем знать?».
Так о каком же кургане тогда писал Шора Ногмов, утверждая, что он находится всего в четырех верстах от укрепления Нальчик? Ведь верста – старая русская мера длины – равна 1,0668 километра, а, как мы цитировали выше Рашада Туганова, «археологическая наука не обнаружила остатков каких-либо церковных сооружений в окрестностях Нальчика». Значит, действительно кабардинский Нестор ошибся? Нам кажется, не совсем. Вспомним, что величина путевой версты, упоминаемой еще в литературных памятниках XI века, на протяжении столетий неоднократно изменялась в зависимости как от числа заключавшихся в ней саженей, так и величины самой сажени (2,13 метра). Причем весьма внушительно – от 500 до 1000 саженей. И хотя с конца XVIII века была твердо установлена в 500 саженей, с немалой степенью вероятности можно допустить, что четыре версты в историческом сказании Ногмы могут быть равны не только четырем километрам, но  и восьми.
 Но именно на таком расстоянии от Нальчика располагается один из курганов близ селения Урвань. Вот что о нем говорится в статье « Ошхаца – идол раннего христианства на Кавказе» одного из авторов нашего издательства Хабаса Бекулова: « Ошхацэ»  – это не прилагательное, которое поддается переводу, а имя собственное географического объекта. Жителям Урвани и близлежащих сел известен этот курган, хотя в географических картах объекта с таким названием, равно как и « Лесистого», « Лохматого», не существует».
Далее Х. Бекулов рассказывает о своих архивных разысканиях, которые позволили ему определить местонахождение кургана. Как выяснилось, «Лесистый»  впервые упоминается в материалах по делу о нападении абреков на конвойную команду, следовавшую 24 августа 1832 года из крепости Нальчик на пост Урванский. Указано и расстояние до него: в пяти или шести верстах от Нальчикского укрепления. В другом донесении говорится, что для поиска нападавших начальник Урванского укрепления поручик Чуликов направил « пятнадцать человек пехоты, занять нужные места в ауле Мисостова секретами...». Следовательно, делает вывод Х. Бекулов, аул князя Александра Мисостова находился между Урванским укреплением и Лесистым курганом. И в подтверждение сказанного сообщает, что « в акте межевания земли, составленном в апреле 1929 года при выделении колхозу « Высокий урожай»  Урванского района Нальчикского округа, в качестве ориентира взяты три кургана, расположенных вдоль старой дороги Жанхотово–Мисостово–Нальчик, проходящей над опушкой Урванского лесничества. Они поименованы в следующей последовательности (с востока на запад): Ошха-Лиса (Гиса), Ошхацэ, Ошха-Гяфа. Ландшафт местности кургана « Ошхаца»  соответствует географическому описанию, приводимому в документах по расследованию нападения на конвойную команду: « По дороге, пустившись по оной в даль к посту Урванскому…».

продолжение следует

  • 1
Во времена Юстиниана ещё не было не только русской крепости Нальчик, но и самих русских... Поэтому непонятно, почему предполагается, что Лесистый курган - это Ошхаца.

Вопрос некорректен - о русских в статье речи не идет, крепость дана как ориентир, от которого идет отсчет. Местные, кстати, и сейчас покажут Лесистый курган, но назовут его Ошхаца, все это описано во втрой части статьи

Крепость дана как ориентир для определения Лесистой ("волосатой") ГОРЫ, а об ориентирах для определения местонахождения кургана у Ногмова ни слова нет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account