viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

МОНАСТЫРЬ НА САРАЙ-ГОРЕ

 …Еще одно незабываемое путешествие по окрестностям Нальчика – на Сарай-гору, самую высокую вершину (1327 м) Лесистого хребта. Своей верхушкой, представляющей большое плато, она действительно чем-то напоминает крышу сарая. Как сообщает  Г. Подъяпольский, « на географических картах название этой горы – Издара (на некоторых картах – Избора). Вся она покрыта лиственным, высокоствольным, преимущественно буковым лесом, который уступает место полянам только на ее южных склонах и на самой вершине, откуда открывается замечательный вид на Скалистый, Боковой и Главный хребты…».
 В этих местах расположен интереснейший рукотворный памятник – « монастырь», вырубленный прямо в горе. Сколько слышали о нем в детстве, как мечтали побывать в его кельях, а удалось это сделать только совсем недавно…
Вот что сообщает по интересующей нас теме Е. Кюль: « Одним из христианских памятников истории и архитектуры является Издарин­ский комплекс монастырей, расположенный… в верховьях реки Хео (район горы Издара). Оба монастыря – мужской и женский – относятся к типу катакомбных. Четырехъярусные ряды келий, соединенных подземными галереями, вырублены в глинистых отложениях по обоим берегам реки. Издаринский монастырский комплекс напоминает знаменитый грузинский пещерный храмовый комплекс, построенный в царствование грузинской царицы Тамары…».

DSC07241

 В « Путеводителе по Кабарде и Балкарии…» , выпущенном в 1928 году, директор Краеведческого музея М. И. Ермоленко писал: « Верстах в 16–18 от г. Нальчика расположена гора, называ­емая « Сарай-гора» . Она видна даже из Нальчика в виде серокаменной, отвесно выдающейся на север скалы, покрытой лесом. Путь на нее из г. Нальчика – через дачи Долинские, реку Нальчик, сел. Хасанья (6 верст от Нальчика). От последнего идет колесная дорога на юго-запад к подошве горы. Потом дорога идет вверх по склону, по лесу, а затем она там суживается до простой тропы и круто поднимается к самому концу хребта. Почти у него расположены пещеры в виде землянок и комнат, вырытые в массиве горы на северо-восток. Пещеры эти давние. В них, вероятно, жили отшельники-богомольцы; после… там была группа толстовцев, но распалась и разбрелась. Интересно осмотреть самые пещеры, родник у них и окружающую местность и подышать там кристаллически-чистым горным воздухом».

DSC07236

 Но выше мы не случайно взяли слово « монастырь»  в кавычки.
В обыденном сознании за нальчикским комплексом действительно прочно закрепилось данное определение. Напомним, что монашество (от греческого monachos – «живущий уединенно» ) – это посвящение себя религии и Богу, суть его в отказе от мирской жизни. Первые христианские монастыри возникли именно как поселения отшельников еще в III– IV веках н. э. в Египте. На Руси они появились значительно позднее – с принятием христианства и стали своего рода « центрами культуры» ; после революции 1917 года были закрыты « как очаги религиозного дурмана и контрреволюции». Небольшие монастыри, расположенные в отдалении от городов, назывались « пýстынями» . Еще более мелкие именовались « скиты» , « киновии» . Пещерный комплекс под Нальчиком не отвечал требованиям, предъявляемым к ним. И даже натуралист Георгий Подъяпольский, бывавший здесь неоднократно, место это иначе как « так называемый монастырь» ни разу не называет.

 Действительно, кельи в горе Издара напоминают жилища за­творников. «боголюбезным безмолвником, пустынником, отшельником»  был широко известный и почитаемый блаженный Серафим Саровский, затворник Задонского монастыря блаженный Георгий. Но еще в конце XIX века, именно в те годы, когда появляются первые известия о нальчикском « монастыре», святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: « В настоящее время в нашем отечестве отшельничество в безлюдной пустыне можно признать решительно невозможным, а затвор очень затруднительным, как более опасный и более несовместный, чем когда-либо. В этом надо видеть волю Божию и покоряться ей. Если хочешь быть приятным Богу безмолвником, возлюби молчание и со всевозможным усилием приучись к нему. Не позволяй себе празднословия ни в церкви, ни в трапезе, ни в келии; не позволяй себе выходов из монастыря иначе как по самой крайней нужде и на самое краткое время; не позволяй себе знакомства, особливо близкого, ни вне, ни внутри монастыря; не позволяй себе свободного обращения, ни пагубного развлечения; веди себя как странник и пришелец и в монастыре, и в самой жизни….».
Мы позволили себе столь обширную цитату, чтобы прояснить суть отшельничества, ибо во все времена были люди, выбирающие « из всех возможных жизненных путей тяжелейший» , не взирающие при этом « на презрение общества, на прямую опасность попасть за решетку и даже лишиться самой жизни».

DSC07235

 О нальчикских отшельниках, которых считали сектантами, писали всякое, но в подавляющем числе случаев публикации эти носили негативный оттенок. В частности, в журнале « Живая старина»  в заметке « „Святой старец“ Михаил»  сообщается о том, что зимой 1893/94 го­да в Нальчике появился некто Михаил Субботин, о котором говорили, что он провидец. И « вскоре несколько человек ушли из слободы в горы, вырыли там пещеру и начали вести « праведную жизнь» , проводя дни и ночи в слезах и покаянии, « в умерщвлении плоти своей». В народе их стали называть « Михаильцами-пе­щерниками» . Находились « отшельники»  в пещере до осени 1894 года, но, не поладив с местными жителями (речь идет о горцах), возвратились в слободу. Тогда они выбрали место более « удаленное от людского глаза» , общими усилиями (в группу копателей входило около десяти человек) вырыли еще несколько пещер и устроили в ней обитель с кельями.
 Правда, есть одно смущающее обстоятельство: в публикации говорится, что пещера находилась на берегу реки Урвань. Но это неточность, так как в исторических документах и печатных источниках тех лет упоминаний об урванских скитах мы не встречали.
 Как жили затворники? В « молениях и борениях» … Далеко не все выдерживали подобный путь к спасению. Ведь, говоря словами автора записок « В горах Кавказа…», «люди, живущие на равнинах, не ведают тех трудностей, какие испытывают монахи-пустынно­жи­тели, вынужденные часто взбираться на горные перевалы с грузом за плечами. Они зачастую устают настолько, что все мышцы тела трясутся от чрезмерного переутомления. Расстояние в 14–15 километров летним днем едва-едва удается преодолеть за 12–13 часов. Но тяжелее всего бывает, если в пути застигнет неожиданный дождь, особенно в осеннее время. Он вымочит всю одежду до последней нитки. Вода потечет с головы и плеч по всему телу, стекая в обувь. Но если даже и дождь перестанет, положение не облегчается. Стоит только слегка задеть кустик или деревце, как на путника изливаются новые потоки воды. К тому же по размокшей глинистой земле ноги скользят, словно по льду, поэтому путешественники бесконечно спотыкаются и падают на спусках и подъемах, что беспредельно усугубляет и без того тяжелый путь».
продолжение следует

Фото Жанны Шогеновой

  • 1
Я в этом монастыре несколько раз бывал по молодости. Я же горным туризмом занимался. А один из туристических маршрутов туда пролегал. Вход в этот монастырь-пещеру такой был, что на четвереньках влезать надо. Там ещё в 90-е годы в пещере постепенно вода накапливаться стала. Не знаю, как сейчас.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account