viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

НЕБЕСНЫЙ СВЕТ НЕТЛЕННОГО ТЕЛА

  ...Началось все с рассказа Лидии Хуштовой, учительницы нальчикской гимназии № 2, которая на одной из наших встреч с читателями передала хабар, поведанный ей отцом – Ахмедом Шадовичем Хуштовым (1925–2003). Ахмед, уроженец селения Верхний Курп Терского района, вспоминал о необычном случае, которому он был косвенным свидетелем. В начале тридцатых годов (речь скорее всего идет о 1931–1932 годах) умер один из односельчан. Шад, отец Ахмеда, был одним из тех, кому довелось копать могилу для усопшего. Он и рассказал, да и сам Ахмед, бегавший потом на кладбище, видел, что копавшие погребальную яму неожиданно (место было выбрано внешне ничем не отмеченное) наткнулись на захоронение.
    Лежал в нем пожилой мужчина, чье тело до удивительного сохранилось – вид его свидетельствовал о нетленности. Кожа, обтянувшая кости на лице, была не темного, а телесного цвета, закрытые веками глаза, казалось, сомкнулись на мгновение и вот-вот приоткроются, густая с сединой борода и усы не сгнили, более того, когда кто-то из курпцев не удержался и потянул за кончик усов, он не отвалился.



    Самое интересное, сохранилась одежда покойного, резко отличная от одеяния местных жителей и представлявшая что-то вроде длинных широких штанов, поверх которых был надет халат или нечто похожее на него. Материя облегала тело и также не расползалась в руках, хотя по логике вещей давным-давно должна была истлеть от времени. Говоря о последнем, мы отталкиваемся не от возможной датировки захоронения (она неизвестна и вряд ли когда-нибудь будет установлена), а о том, что вокруг могилы в скором времени собрались все старики селения. Но и самые пожилые люди (а многим было за 90 и более лет) не смогли признать в покойнике одно-сельчанина.

  О нем никому ничего не было известно. Да и место могилы (повторимся, абсолютно неотличимое от окружающей местности) говорило о том, что здесь со дня основания этого кабардинского поселения никого не провожали в последний путь. Следовательно, время жизни покойного ухо-дило в далекое прошлое. Невиданная же сохранность трупа свидетельст-вовала о его святости.
    Курпцы перезахоронили найденное тело, произвели полагающийся при этом мусульманский обряд. Но не только по этой причине (найденных святых мощей) запомнился сельчанам тот день, а по последовавшим далее событиям. И здесь мы обратимся к воспоминаниям Хамтаки Гуважокова, 1935 года рождения. Его отец Шокудз (1895–1968), также принимавший участие в перезахоронении неизвестного, стал, как и другие верхнекурпцы, свидетелем весьма необычного явления. Ночью кладбище (как и полагается, оно располагалось чуть в стороне от селения) неожиданно озарилось ярким лучом, спускавшимся с темного неба. Он был настолько интенсив-ным, что казалось, над кладбищем взошло солнце, только не оранжевое, а голубое. Многие из сельчан вышли из домов, чтобы взглянуть на это необъяснимое явление. И все они, как один, видели силуэты, похожие на че-ловеческие, которые производили на кладбище какие-то действия. В своем мнении верхнекурпцы были единодушны: неизвестные, орудовавшие на кладбище, появились там только по одной причине – перезахоронении не-тленного тела.
Что они с ним сделали – произвели ли какие-то манипуляции после ос-квернения (а вскрытие и есть осквернение) могилы, перезахоронили ли его или забрали с собой – осталось неизвестным. На кладбище сельчане на следующее утро идти побоялись. И еще долгое время обходили место захоронения неизвестного стороной.
Все случившееся можно было бы отнести на забитость и безграмо-ность местного населения, своего рода массовый гипноз, к которому, по мнению новой власти, были причастны прежде всего служители культа. И с этим можно было бы согласиться, но не находит логического объяснения, какие доводы не привлекай при этом, – свет, льющийся с небес на кладбище. Если, конечно, не аппелировать к нашим сегодняшним знаниям об НЛО – десятки очевидцев свидетельствуют, что они зависают над интересующими их объектами, освещая землю мощными прожекторами.
Что же касается находки нетленного тела, то неподверженность тлению – одно из редчайших свойств человеческого организма, способного остановить после смерти естественный процесс разложения. Нетленность и мумификация (высыхание трупа), тем более бальзамирование – понятия несоотносимые. Не случайно католическая церковь не считает нетленными тела, претерпевшие посмертные изменения, к которому и относится тоже бальзамирование. Нетленность присуща ряду культур, но прежде всего оно почитается в христианстве, буддизме.
В книге писательницы Джоан Круз, которая так и называется «Нетленные» (The Incorruptibles) читаем: «Самый первый рассказ об этом феномене был найден в китайских летописях «Житие буддийских святых», где сказано об одном из самых знаменитых патриархов династии Сунь Гуй Нене. Он умер в 712 году и был похоронен в монастыре Куоен. В эпоху падения ди-настии Сунь, в 1276 году, монгольские воины выкопали тело, желая убе-диться в истинности слухов о его чудесной сохранности. Через 564 года после смерти кожа мастера оставалась эластичной и лоснящейся, без ка-ких-либо признаков иссушения или разложения. Тогда монголы вспороли тело и увидели, что сердце и печень в отличном состоянии. Совершенно ошеломленные, они сочли за лучшее немедленно покончить со святотатст-вом и бежать прочь».
В Интернете размещено множество фотографий нетленного тела свя-той Бернадетты Субиру (1844–1879), которую верующие могут видеть в стеклянном гробу в церкви французского города Невер. Чем заслужила эта несчастная нетленность (постоянно болела, провела большую часть в мо-настыре), не совсем понятно. Известно только, что спустя 30 лет после по-гребения ее могилу вскрыли и увидели, что тело более чем хорошо сохранилось. Очередное вскрытие, состоявшееся через 10 лет, явило ту же самую нетленность. Естественно, Бернадетту объявили святой, а собор, где выставлено ее тело, стал местом паломничества тысяч верующих. Что да-ет право скептикам утверждать, что к нетленности Субиру приложили руку священники, нанеся во время эксгумации на ее лицо воск.
Это объяснение, конечно, достойно внимания, но как тогда быть с тру-пом Катарины Лабур, умершей в 1876 году и через 67 лет эксгумированной и тоже не подвергнувшейся разложению? С фактом 1977 года, когда в испанском населенном пункте Эспартинас при вскрытии семейного склепа был обнаружен труп одиннадцатилетнего Хосе Гарсиа Морено, тело кото-рого было неотличимо от живого, хотя он умер сорок лет назад? И с одним из самых известных эпизодов нетленности – телом Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, могилу которого эксгумировали в 2002 году (спустя 75 лет после смерти) и увидели, что у святого «были все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза (глазные яблоки на месте, не вытекли), пальцы рук и локте-вые суставы подвижны, тело благоухало».
Джоан Круз, о которой мы писали выше, выделяет три категории не-тленности тел: сохраненные умышленно; сохранившиеся случайно вслед-ствие воздействия природных условий; истинно нетленные. Церковь объ-ясняет сохранность тела человека после смерти духовными причинами: Бог делает мощи нетленными для укрепления веры, более того, наделяет эти останки Божьих угодников благодатью, способной исцелять человече-ские недуги. Наука же утверждает, что сохранность трупа зависит от условий, в которых он находился (почвы, климата), а также использования способов замедления разложения (бальзамирование, омыление – при послед-нем, когда осуществляется превращение человеческого жира в воск, тело после смерти сохраняет свой вес и выглядит как нетленное).
Что касается верхнекурпского феномена, то факты нахождения нетленных останков в этих местах, да и в целом на территории Кабардино-Балкарии нам не известны. А самое главное, какое отношение к нетленно-сти имеет свет, с которым все очевидцы в той или иной мере ассоциируют вскрытие могилы? Или, возможно, в народной памяти каким-то образом соединились воедино два различных события – находки нетленного тела и света в ночи, которое тоже может иметь свое объяснение.
Опросы местных жителей, с которыми нам помог старший инспектор Верхнекурпского заказника Джабраил Гуважоков, свидетельствуют, что описываемое нами событие продолжает жить в памяти сельчан. О нем помнит Аминат Ашхотова, старшая сестра Ахмеда Хуштова, чей возраст более девяти десятков лет. Хамтака Гуважоков, отец Джабраила, знает место, где копали ту самую могилу, что позволила вскрыть нетленные ос-танки. И согласен ее показать. Но что делать дальше? И надо ли что-то делать?
Кстати говоря, занимаясь этой историей, мы услышали весьма любо-пытный хабар о том, что в Верхнем Курпе в первой половине прошлого века проживал кабардинец по фамилии Тхагазитов, которого многие считали праведником. И когда он умирал, то сделал весьма необычное завещание: «Если засуха будет сжигать ваши поля, выкопайте мое тело и переверните его, дождь пойдет обязательно. И поступить так можно два раза».
Через десять лет, когда невиданная засуха буквально сжигала посевы верхнекурпцев, вспомнили они о словах Тхагазитова, разрыли могилу и были поражены сохранностью тела. Перевернули его и вечером того же дня пошел дождь. Через двадцать лет история повторилась: засуха неис-товствовала. И вновь сельчане выкопали тело, которое по-прежнему оста-валось нетленным, еще раз перевернули его и снова природа одарила терскую землю живительным дождем. К слову говоря, фамилию Тхагазитов можно дословно перевести на русский язык как «поверни бога два раза».
И еще один момент: рядом с местом, где лежит в земле тело человека, способное вызвать дождь, сразу после его смерти забил родник.
Что все это может означать и означает ли, нам неведомо.

После того, как нетленное тело извлекли из могилы, дождь прошел над всей Малой Кабардой…

Материал «Нетленные тела из Верхнего Курпа» вызвал повышенный интерес у читателей, особенно представителей Терского района. Все подтверждают, что подобное событие имело место, но не в Верхнем Курпе, а в селении Терекское (бывшее Болатово), где проживал Ильяс Умарович Тхагазитов (1822–1914).
Личность это была на самом деле легендарная: учился в духовных учебных заведениях Египта, Турции, Сирии, был большим знатоком му-сульманской религии, обладал широким багажом знаний; его познания в области народной медицины удивляли. Вот что написано о нем в книге «История селения Терекское» (2004): «Чувствуя неминуемую смерть, Тхагазитов заблаговременно забальзамировался настоями извест-ных ему трав. Когда его покидали последние силы, он вызвал сына и двух близких родственников и завещал им: спустя восемь лет по-сле его погребения поднять его из могилы, это поможет болатовцам в лихую годину.
В 1922 году, на восьмую годовщину смерти И. Тхагазитова, в Бо-латове и других малокабардинских селах разразилась сильнейшая засуха. Сын и родственники муллы вспомнили о завещании. Тело было извлечено из могилы. И каково же было удивление собрав-шихся, когда они увидели, что оно не разложилось.
Собрались посмотреть на это чудо люди почти со всех населен-ных пунктов Малой Кабарды. Сюда приехал и Хажумар Талович Карашаев – председатель исполкома Совета Мало-Кабардинского округа. В этот день пошел долгожданный сильный летний дождь…»


?

Log in

No account? Create an account