viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

Вы об этом не знали: НАЛЬЧИКСКИЙ КИНОТЕАТР «ПОБЕДА» ПОСТРОЕН ПО ПРОЕКТУ АРХИТЕКТОРА В. П. КАЛМЫКОВА

  …Этим летом кинотеатр «Победа был не просто на слуху – о нем писали и говорили, возможно, больше чем за всю его почти 80-летнюю историю. «Символ города», «Кинотеатр нашей юности» – вот наиболее часто звучавщие словосочетания после того, как «Победа» сгорела. И это правда. Но одновременно выяснилось, что за общими, окрашенными эмоциями словами, у большинства нальчан отсутствует реальная информация о данном объекте культурного наследия. Начиная с той, когда был сдан в строй кинотеатр, и кончая тем, кто является его архитектором. Памятная табличка имевшаяся ранее на здании утверждала, что кинотеатр был введен в эксплуатацию в 1936 году, хотя на самом деле в том году только началось его строительство. Об авторстве же ничего говорилось. Почему так произошло? Попытаемся разобраться.




    После того, как советская власть взяла на вооружение знаменитую фразу Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» (кстати, не написанную им, а произнесенную и известную только по воспоминаниям Луначарского) в стране началось активное строительство кинотеатров. Именно они рассматриваются как архитектурные центры в городах провинции; в них видели не просто место, где смотрят идеологически выверенное кино, но и общаются, просвещаются, приобщаются. Поэтому в это время активно разрабатываются проекты многозальных кинотеатров. Одним из их авторов становится Виктор Калмыков, типовые проекты которого становятся наиболее востребованными в «киностроении».

  Виктор Петрович Калмыков (1908-1981) – известный советский архитектор. В 1930 году он окончил Московский ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт, который называют цитаделью русского авангара 1920-х годов) и был направлен в Управлении кинофикации при СНК РСФСР. Здесь стал главным специалистом по проектированию и строительству кинотеатров в СССР на первом его этапе. Именно под его руководством бюро Совета кинофикации при Комитете по делам искусств при СНК СССР разработало типовой проект по которому в 1935-1940 годах в различных городах СССР было построено 60 кинотеатров, в том числе 50, разработка которых принадлежала лично В. П. Калмыкову. Он, кстати, обобщил опыт данного строительства в книге «Архитектура и проектирование кинотеатров», изданной в 1941 году в издательстве Академии архитектуры СССР.
  Среди 50 кинотеатров, в том числе таких, как «Октябрь» (Таганрог), «Родина» (Орёл), «Звезда» (Тверь)», «Родина» (Москва), «Победа» (Псков), «Симферополь» (Симферополь), и наша «Победа». Привязку ее к условиям Нальчика и архитектурное решение фасада осуществило местное проектное бюро. Кстати, В. П. Калмыков считал своим долгом побывать в тех городах, где осуществлалось строительство по его проекту. Следовательно, был он и в Нальчике. И, вероятно, с его одобрения на фасаде появилась знаменитая танцующая пара.
Документов о пребывании архитектора в Нальчике мы не нашли, но судя по всему это произошло где-то в мае-июне 1938 года.
  Возвести кинготеатр решено было на месте так называемого малого нальчикского базара, для чего были снесены торговые ряды и в мае 1936 года начато строительство – заложен фундамент здания. Весной 1938 года были завершены основные работы.
   К сожалению, достоверной информации о строительстве кинотеатра «Победа» очень мало. И одной из причин этого, без сомнения, является тот факт, что 1937-38 годы стали одними из самых трагических в истории Кабардино-Балкарии. Репрессии, борьба за первенство в высших эшелонах власти республики, арест Бетала Калмыкова (12 ноября 1938 года), с именем которого связывалось строительство кинотеатра, наложили негласное табу на пропаганду этого самого помпезного (на тот момент) здания в Нальчике и Кабардино-Балкарии. И на фамилию архитектора – однофамильца вождя местных коммунистов. Именно по этой причине имя Виктора Петровича никак не оказалось увековечено; более того – напрочь забыто.
  Как и имя Леонида Григорьевича Молодожанина (Лео Мола), одного из авторов танцующей пары, установленной на фасаде кинотеатра. Ушедшего (по одной из версий) после временной окуппации республики с немцами и снискавшего впоследствии мировую известность в Канаде.



     Первые зрители, пришедшие в «Победу», были поражены не только внешним, которое они могли наблюдать во время строительства, но и внутренним убранством кинотеатра. Большой зрительный зал с балконами, обширное фойе с малой сценой (здесь перед сеансом выступал с репризами знаменитый эстрадный конферансье Э. Г. Мартиросов, играл, когда он еще был не в опале, джаз-оркестр, звучали песни в исполнении местных певцов) плюс малый зрительный зал.

  Светлые, радующие глаз интерьеры, изящные лепнина барельефов на стенах (есть предположение, что и к их созданию причастен Лео Мол), массивные внешне, но в тоже время такие ажурные лестничные пролеты, ведущие на галерею второго этажа, где работал буфет… Все это создавало светлое настроение, почему поход в кинотеатр становился для нальчан настоящим праздником души.
  Именно поэтому кинотатр, разрушенный в ходе военных действий во время оккупации, решено было восстановить одним из первых. Именно поэтому, когда уже в наши дни «Победа» сгорела, властные структуры республики и города решили восстановить кинотеатр в превоначальном виде с сохранением его функциональной принадлежности.
  Да, возможно, он не настолько оригинален, как считают некоторые. Практически аналогичный – «Родина» – есть в Элисте, только на нем были установлены не танцоры, а статуи рабочего и спортсменки, к настоящему времени не сохранившиеся. Кстати, открыт был элистинский кинотеатр чуть ли не день в день с нальчикским – 15 ноября 1938 года и украшен декоративной росписью, выполненной по эскизам знаменитого художника-графика Владимира Фаворского. Такая же роспись, выполненная на цветной штукатурке (граффити) была в предвоенные годы и на «Победе». Но кто ее сделал – может, тот же самый Владимир Фаворский? – нам неизвестно.
   Однотипный (бывший «Комсомолец», в котором ныне располагается театр кукол) имеется в Махачкале, целом ряде других городов. Ну и что с того?
Нальчикский, несмотря на типовой проект – особенный.
Неповторимый. Единственный. Наш. И этим все сказано.
   А посему восстановив кинотеатр, надо не забыть и про установленную на нем ранее табличку. Но при этом к тексту, что здание это – первый профессиональный кинотеатр, являющийся объектом культурного наследия республиканского значения (Постановление СМ КБАССР от 16.06.1988 за № 167), надо обязательно добавить: архитектор В. П. Калмыков, скульптор Л. Г. Молодожанин (Лео Мол).

  • 1
Кинотеатр ОКТЯБРЬ в Мичуринске по этому проекту построен.

Спасибо!
А вот еще немного о Калмыкове: http://vadim-i-z.livejournal.com/4218648.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account