viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ТАТЫ ПОЮТ КАБАРДИНСКИЕ И БАЛКАРСКИЕ ПЕСНИ, ГОВОРЯТ НА ЭТИХ, РОДНЫХ ИМ ЯЗЫКАХ, И ПЛАЧУТ…

  ...С Иосифом Мигировым, известным татским писателем, нальчанином по месту рождения, а в настоящее время жителем Нью-Йорка, мы знакомы более тридцати лет. Особенно тесно общались в девяностых годах прошлого века, когда автор этих строк редактировал его книгу «Век откровения». Иосиф назвал свое произведение роман, но я этому ужасно сопротивлялся. Вещь была настолько неоднозначная, противоречила законам жанра; стиль автора – резкий, оборванный, не всегда логичный – вызывал желание править и править. Я попытался это сделать, но столкнулся с таким сопротивлением Иосиф, что пришлось отступить. Редактирование было глубоким, но, если так выразиться, традиционным: не переписывание, а приглаживание.


 
    А потом Мигиров эмингрировал. Выезжал в Израиль, но оказался в Америке, где и живет уже более двух десятилетий. Но наше общение не прервалось. Более того, в 2005 году в нашем издательстве вышел его роман «Оставленные жить».
    К нему было написано издательское предисловие. Вот оно:

  …Чтобы написать такую книгу, Иосифу Мигирову надо было навсегда покинуть места, где он родился и вырос, где остались друзья и горы, солнце и речка, подступающая совсем близко к окраинам дома «Еврейской колонки» – так в обиходной речи местные жители называли густонаселенный район компактного проживания горских евреев. В начале 90-х годов прошлого столетия, после распада СССР, почти все они вынуждены были уехать. Тоской и болью разлуки пронизаны их письма в Нальчик, а когда выпадает им случай общаться за границей с кем-то из Кабардино-Балкарии, то поют они именно кабардинские и балкарские песни и говорят на этих, родных им, языках. И плачут...
    Извечна гонимость евреев. Привычны глубоко затаившаяся печаль и покорность судьбе богоизбранного народа. Пришло третье тысячелетие, но еврейский вопрос не снимается, и мировая молва не благоволит к Израилю. Почему человечество захлестывает волна ненависти к евреям, почему сами они смирились с подобной участью – вот вопросы, на которые пытается найти ответ писатель Иосиф Мигиров. Обращаясь к древней истории, к патриарху Аврааму, усматривает его вину в том, что весь еврейский народ согласился на роль жертвы. Ведь Авраам, по Мигирову, не разглядел в явившемся ему в облике Мелхиседека дьявола и принес в жертву своего единственного сына Исаака, чтобы доказать преданность Богу. Но Бог только испытывает людей, а не искушает, как дьявол. Так было со дня сотворения человека, и Иосиф Мигиров предлагает нам свою концепцию мифа о взаимоотношениях оставленных жить на земле с Богом. Здесь Его нет, Он находится в других мирах, где у Него много работы. Но если душа человеческая отчаянно захочет Его присутствия в мире, то она способна привести Бога на землю. В отчаянии – вера, в отчаянии же затаена любовь – не только прозрение Доброго Одноглазого, это ведь и кредо автора «Оставленных жить».
    Мигиров отважно вступает в Реку жизни Авраама и при помощи главной героини Хаймалки убеждает того не потворствовать дьяволу, не сотворять из евреев «болезненно самолюбивую жертву». Дальнейшую борьбу за восстановление Храма она будет вести не одна, а с обновленным, переродившимся Исааком, который получит имя Ицхак.
    Силы дьявола могущественны и коварны, ненависть зла и безобразна, но Любовь, посланная Богом, поможет преодолеть все. Из-под разрушенного храмового основания поток воды вынесет серебряный сундук с Торой. Люди станут собирать средства на строительство нового Храма, они возродятся вместе с Храмом и поверят в то, что Бог никогда не оставлял своего народа. Просто каждому следует преодолеть в своем сердце запрет на веру в Него. Запрет, который наложил дьявол. Бог в это не вмешивался, ведь выбор всегда за самим человеком. И если вкусил он от плода добра и зла в райском саду, разве не понимает, не разберется, где одно и где другое?
    Никому из смертных не дано знать, какая кого ждет судьба, не знают этого и целые народы. Однако Космос милостив к тем, кто понимает его законы мироздания и умеет прочитывать знамения, посылаемые им сверху, кто исполнен светлых намерений и дружественных чувств.
«О Великая Пустота!
Всесильная и Всепроникающая! Непостижима сила Твоя! Ты явила невыразимое и одарила нас Великим Таинством Возможного!..
Пусть будет омыта Душа Спасительными Водами Твоего Безбрежного Всепроникающего Сознания!..»
Молитва Мигирова непостижимым образом подтолкнула к мысли, что, спасая Тору в самые страшные моменты своей истории, евреи спасали не только Закон, но саму совокупную душу своего народа, ведь каждой букве этой Книги соответствует одна еврейская душа. А душа, в которой живет Бог, уже есть сгусток бессмертной энергии (духа), который оживляет пески и камни, превращая пустыни в сады, обращает ненависть в любовь, приближает людей к познанию самой Жизни вместо привычного накопления информации о способах борьбы с ней. Печать Каина, столь долго стимулирующая зависть одних к другим, вызывающая вражду, ненависть, проливающая кровь, не должна ли и она разорваться на мириады огней, как двухголовое чудище, созданное воображением Мигирова? Жить ради высокого, а не низменного. Владеть безграничным звездным пространством, а не пытаться завоевать ту пядь земли, где уже живут люди. Да, это из области мечтаний, но давно известно, многие из них сбываются, если упрямо идти к цели, преодолевая насмешки и боль, улюлюканье толпы и диктат устоявшихся обычаев и обрядов.
Миф, созданный Иосифом Мигировым, не только на еврейскую тему. Он несет всечеловеческое содержание, вселенское звучание.
Там, в Космосе, нет прошлого, настоящего или будущего, там все взаимосвязано, взаимообусловлено. Там возможно не только осмысление пройденного пути, но и активная духовная работа по исправлению ошибок, преодолению заблуждений, поиску истины.
Человек страха должен уступить место человеку свободному. И Бог возрадуется, что поняли мы его замысел, что вместо крови на алтарь его прольем воду. Ту самую, что символизирует Душу Мира, что утоляет жажду и гасит пожары, что есть первооснова жизни.
Иосиф Мигиров, писатель из Нальчика, живущий в Нью-Йорке, это уже сделал. Своей книгой.

  …Этим летом Иосиф приезжал в Нальчик. Мы не виделись более двух десятилетий, и поэтому нам было о чем поговорить, несмотря на то, что современные средства телекоммуникации позволяют общаться ежедневно без малейших усилий. Мигиров привез свои новые произведения, вышедшие в двух томах. Тема все та же: как жить в этом безжалостном мире народу, отмеченному Богом…


?

Log in

No account? Create an account