viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

«МЕРТВЫЙ ГОРОДОК»

 Забытый очерк нальчикского фольклориста Евгения Баранова
   (Журнал «Вокруг света» №29, 4 августа 1912 года)

  В горах Балкарии, близ аула Чегетель, в каменных, полуразрушившихся пещерах можно видеть среди хаоса нагроможденных один на другой камней и обломков скал множество человеческих скелетов, обтянутых совершенно высохшей кожей. Они лежат – то сваленные в одну кучу, то по-ложенные в ряд, а некоторые из них стоят, прислоненные к камням. Между большими скелетами мужчин видны скелеты меньших размеров – женщин и детей. Тут же валяются черепа, кости рук и ног.
    У русских туристов это место известно под характерным названием мертвого городка, а жители Чегетеля, горские татары, называют его старинным кладбищем и происхождение его относят к очень отдаленному времени. Несомненно, это и есть кладбище того времени, когда древнее почи-тание умерших среди туземных племен Кавказа сохранялось еще в первобытной целости.


 

    Известно, что по понятиям всех некультурных народов, со смертью человека жизнь его не прекращается, продолжаясь в другом, загробном мире, причем не прекращается и та его деятельность, которой он был занят на земле. Отсюда и понятно старание родственников умершего сохранить его труп от гниения и полного разрушения. И с этой целью покойника хоронили не в земле, а над землей, в особых башнях-усыпальницах ), а за неимением их – в сухих и просторных пещерах, которые иногда высекали в склонах каменных гор. Возможно, что трупы и бальзамировались, так как некоторые данные, добытые в последнее время, указывают на то, что бальзамирование в древности было известно и на Кавказе.

 

В силу того же представления о загробной жизни вместе с умершим клали его оружие и стави-ли в посуде пищу, а в известное время по нем справляли поминки, то есть «кормили» его ), так как верили, что съеденная на этих поминках пища шла в его пользу.
    К таким усыпальницам-пещерам, без сомнения, принадлежит и «мертвый городок», который, кстати сказать, в последнее время стал расхищаться туристами: одни из них увозят целые скелеты или части его для музеев, другие – для своих надобностей.
Нынешние обитатели гор не могут сказать, какому народу принадлежат эти скелеты, но отно-сительно происхождения кладбища народное творчество создало несколько легенд, из которых одну, наиболее характерную, записанную нами в Балкарии, мы приводим.
На месте нынешнего Чегетеля когда-то, очень давно, стоял большой аул. Жители его нередко переправлялись на южные склоны Кавказского хребта, грабили селения и домой возвращались с богатой добычей.
    В один из таких набегов джигиты привезли в аул плененную молодую и красивую девушку.
Каждого из них она прельщала своей красотой, и каждый хотел взять ее в жены. Ссора между джигитами началась из-за нее, и старики, видя, что ссора неминуемо окончится жестоким побои-щем, созвали народ и просили его решить, как поступить с девушкой.




  Народ сказал старикам:
   – Вы – наши старейшины, люди, умудренные опытом, вы и должны решить этот вопрос.
   Тогда выступил вперед столетний старец с пожелтевшей бородой и согбенным станом.
   – Женой всех джигитов пленница не может быть, – сказал он, – а между тем, если она останется жить среди нас, от нее произойдет великое зло. Если же мы прогоним ее, джигиты пойдут за ней.
   – Пусть она умрет! – закричал народ.
   Старец склонил на грудь голову и покорно промолвил:
   – Да будет так.
   Кинулась толпа в саклю, вывела из нее девушку и побила ее камнями. Большую кучу камней набросали на нее люди, одержимые безумием, и собрались расходиться по домам, но в это время неведомо откуда появился среди них никем не ведомый странник.
   – Безумцы! – сказал он. – Вы совершили страшное и беззаконное дело: вы нарушили обычай гостеприимства и пролили кровь слабого существа! Вы не джигиты, а трусы! Будьте вы прокляты!
   Толпа в ярости бросилась было на странника, но он вдруг стал невидим. И тогда народ понял, что не простым смертным был странник, а посланником Аллаха. И в страхе разошелся он по сво-им саклям, ожидая кары Божией за совершенное им злодеяние.
   Ждать пришлось недолго: на другой день на жителях аула появилась страшная, неведомая бо-лезнь: у них заживо гнило тело и отваливалось от костей кусками.
Видя, что болезнь быстро распространяется, старейшины приказали гнать больных в пещеры, куда им приносили пищу и питье. Но это не помогло: скоро все были поражены болезнью и умирали в страшных мучениях.
   Многие надеялись спастись бегством из аула, но жители соседних аулов не подпускали их к се-бе и издали поражали их стрелами. И настал день, когда в ауле не осталось ни одного живого человека. В саклях, на улицах, в пещерах валялись смрадные трупы и гнили, и ни хищные птицы, ни звери дикие не трогали их. И жители соседних аулов долго не посещали это проклятое место.
    Прошло много времени, и от старого аула остались только груды камней. Явились новые люди, построили новые сакли, поселились в них и уже не боялись подходить к пещерам, наполненным человеческими костями.


?

Log in

No account? Create an account