viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

"ДОБЛЕСТЬ КАБАРДИНЦЕВ ПОБЕДИЛА ЧИСЛЕННОСТЬ ФРАНГОВ"

  В фольклоре народов Кабардино-Балкарии сохранились предания о проживавших на территории республики франгах, ференках, френках. Балкарская легенда так называет все народы Западной Европы. Слово«ференки»проникло на Кавказ в XII–XIII веках из Византии и трансформировалось в более удобное для произношения «френки», в процессе общения с зарубежными путешественниками, ассоциирующими это слово с франками, заменилось последним, а потом из-за некорректного перевода ференки стали французами. В этнографической традиции сохранились следы контактов с середины XV века местного населения с «франгами»– генуэзцами и венецианцами.
  По понятиям горцев, франги были христианами, первыми рыцарями в мире. Франги делали лучшее холодное оружие, и до нынешнего времени европейский клинок высоко ценится горцами.




  Придя на новые земли, кабардинцы застали здесь франгов, чей большой укрепленный город находился в районе нынешнего селения Урвань. Первое время отношения между двумя народами складывались мирно, но затем испортились, дошло до столкновений, кабардинцы осадили город франгов. Пал он или нет, неизвестно, но предание гласит, что «доблесть кабардинцев победила численность франгов».


  Выходцы из Западной Европы оставили в горной части Кабардино-Балкарии башни и замки. Они проживали здесь, начиная со второй половины XIII века. Это было самое удобное время для введения у черкесов христианской религии. Генуэзский префект Каффы (бывшая название Феодо-сия)послал к черкесам святого отца. Местная черкесская знать выразила ему почтение и согласи-лась принять католических миссионеров.
Многочисленные генуэзско-черкесские браки сформировали в XV веке этнокультурную общность черкесов-франков. Они были католиками, а по культуре и языку мало чем отличались от черкесов. Эта общность просуществовала как минимум до середины XVII века, а память о генуэз-цах сохранилась в Черкесии до XIX века.
Во второй половине XV века большая часть итальянского населения Крыма, в том числе Каффы, покинула полуостров. Часть представителей от черкесско-франкских, -греческих, -армянских семей переселилась на Северный Кавказ и пополнила местные диаспоры, поредевшие после эпидемии чумы и нашествия Тамерлана. Но крепости и города, называемые франгскими, были построены ранее.
  Документальных свидетельств о том, что на территории нынешней Кабардино-Балкарии в средние века действовал католический монастырь, не сохранилось. Зато немало косвенных, фольклорных сведений: такой монастырь был, причем не один.
Помимо нынешнего селения Урвань, еще один располагался возле селения Хабаз. Растущее влияние католицизма побудило маджарского градоправителя (Маджар– золотоордынский город в XIII–XVI веках, находившийся на месте нынешнего Будённовска в Ставропольском крае) предложить Римскому престолу основать в городе епархию (подобные уже существовали в Астрахани, городах Армении, Грузии и Крыма). В своих донесениях в Рим миссионеры сообщали о своих успехах в прозелитизме, но из-за языкового барьера работать с паствой они не могли. Именно по-этому армавирский историк Сергей Малахов сомневается в том, что местные жители сохранили память о монахах, ведь даже в XIX веке они не знали, какому народу принадлежали памятники христианства и что за народ жил до них, то есть не знали об аланах, связывая иногда некоторые памятники с какими-то мифическими людьми.
  Тем не менее мы уверены, что в селении Хабаз находилась римско-католическая миссия. Вам и сегодня покажут место, где некогда располагался монастырь (ныне на его месте возведена мечеть), расскажут, как при строительстве обнаружили средневековый водопровод, нашли обломки каменных крестов (частью впоследствии уничтоженных, частью увезенных некими заинтересованными лицами). Жители называют это место «килиса»–от греческого «эклессия» – церковь.
  Коль есть миссионерская обитель, должно быть и христианское кладбище.Оно, действительно, поблизости, за селением. Могилы грунтовые, судя по всему, они не вскрывались. Легко определить, кто в них захоронен: монахов хоронили в гробах, голова умершего обращена на запад, а ноги на восток. Над головой усопшего водружали крест. Сейчас все кресты выкорчеваны (видимо, еще в период исламизации) и уничтожены.
  Пытались уничтожить и главную святыню этих мест – расположенный выше кладбища ко-лоссальный каменный крест. Внушительного вида скала выпирает из гребня, ее три стороны (длиной чуть более трех метров каждая) – ветви равноконечного креста. Левая сторона сохрани-лась в первоначальном виде, верхняя частично осыпалась; правая сторона – заостренный обрубок, части которого лежат на склоне.
  Перспектива смазывает размеры каменного артефакта. Но если взглянуть с высоты птичьего полета – мы пролетели над крестом на вертолете – взору открывается величественное зрелище. Даже спустя как минимум шесть столетий после проведения гигантских каменотесных работ крест сохранил первоначальную форму.
Нет сомнений – перед нами искусственное сооружение. К нему от подножия горы ведет до-рога, огибающая, как винтовая лестница, святыню. С левой стороны креста имеются выбитые в каменном основании ступеньки, возможно, для священника. Здесь, точно, приобщали местных жителей к таинствам христианства.
В Кабардино-Балкарии ранее уже находили кресты, вытесанные из туфа, в частности, у селения Жанхотеко. Описавший их археолог И. М. Чеченов отмечает: у большинства крестов концы расширяются к краям, отчего ученый считает их «мальтийскими» (восьмиконечные кресты, использовавшиеся рыцарским орденом госпитальеров – членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в XII веке в Палестине). Оставившее их население вело оседлую жизнь и длительно подвергалось насильственной христианизации. Происходило это, по мнению ученого, в течение XIV – начала XV века.
  И. М. Чеченов проводит параллели между 30 жанхотекскими крестами и 5 тесанными из бе-лого и розоватого камня, найденными хранителем Терского областного музея, а впоследствии первым директором Национального музея Кабардино-Балкарии М. И. Ермоленко (1867–1939) у селения Каменномостское.
У обрыва древнего русла реки Малка, на правом ее берегу, находится каменоломня, где жители этого села для собственных надобностей ломали камень. Возможно, она та самая, откуда брали камни для изготовления хабазских христианских памятников, ведь селения расположены неподалеку друг от друга.




  Рядом с каменоломней обнаружены могильные каменные ящики с железными копьями вре-мен крестоносцев и частями железных мечей и ножей. Не крестоносцы ли сложили здесь свои головы? – задается вопросом М. Ермоленко.
  И. М. Чеченов уверен: жанхотекские и каменномостские кресты изготовлены одними и теми же мастерами. Сегодня, когда нам известно, что на горе Калеж, прямо за селением Каменномост-ское, находилась крупнейшая мастерская по изготовлению малой христианской пластики, можно предположить, что существовала и не менее крупная каменотесная мастерская. Кресты, производство которых было поставлено на поток, доставлялись в ближайшие места (в частности, в Хабаз), где компактно проживали христиане, и предназначались для установки на могилах соплеменников – по нашей версии, франгов и тех, кто принял их религию.
  Печально, что сотни каменных крестов, способные приоткрыть страницы прошлого, сгинули во времени и не введены в научный обиход.
В середине XI века Генуя стала самостоятельным городом-коммуной, а Генуэзская республика – независимым государством. Генуэзцы создали в Крыму и на Северном Кавказе фактории, ставшие центрами по распространению католичества. В 1333 году учрежден миссионерский учебный монастырь в Каффе, в 1439 году – две епископские и одна архиепископская кафедры для приобщения адыгов к католичеству. В это же время, мы считаем, возникла миссия франгов возле нынешнего селения Урвань и католический монастырь вблизи Хабаза. Но на вопрос верны или нет эти предположения, могут ответить только целенаправленные исследования.

?

Log in

No account? Create an account