viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

КИНОТЕАТР «ПОБЕДА» И ТО, ЧТО С НИМ СВЯЗАНО

 
 Сегодня сгорело не здание старого кинотеатра, а нечто большее.

  Первый кинотеатр (он назывался биограф) был построен в слободе Нальчик в 1916 году. Он вмещал около 50 зрителей, располагался рядом с малым базаром. Владельцем его являлся некто Мешков. И вполне объяснимо, почему именно здесь, на месте бывшего базара, впоследствии был возведен кинотеатр «Победа». Здание самого биографа сохранилось и поныне. Впоследствии, уже в наши годы, в нем размещалась детская библиотека. Автор этих строк, в свое время десятки раз приходя сюда за книгами, иногда ловил себя на ощущении, что в уставленных стеллажами комнатах звучат еле слышные, исходящие неизвестно откуда голоса, то и дело перебиваемые музыкальными аккордами. Очевидно, что они доносились из двух кинозалов «Победы» – малого и большого, где каждые два часа начинались новые сеансы. Но так хотелось верить, что низкие своды старого биографа впитали в себя речь нальчан, звуки разбитого пианино, смеющегося и плачущего под руками неумелого провинциального тапера…




     …На протяжении 15 лет ежедневно из окон нашего офиса (издательство располагается как раз напротив кинотеатра «Победа») я вижу застывших в камне танцоров. Их фигуры (моделями для скульптур послужили первые солисты ансамбля Аслангери и Жануся Аталиковы), значительно превышающие человеческий рост, тем не менее не смотрятся громоздкими и неуклюжими, наоборот, они грациозны и воздушны; порой кажется, что парень и девушка лишь на мгновение застыли над крышей старого кинотеатра, и вот-вот воспарят, взлетят как птицы, поплывут в танце. Лишь только зазвучат первые аккорды волшебной музыки… Но оставался молчалив кинотеатр – уже долгие годы не крутили здесь кинофильмы, год от года ветшало, разрушалось буквально на глазах – мне это было отчетливо видно – его здание. Величественное, гордое, здание первого профессионального кинотеатра, возведенное, как свидетельствует памятная доска, еще в 1936 году (на самом деле оно было построено в 1938-м).

 

В жизни кинотеатра были уже плохие времена. В 65 дней оккупации (с октября 1942 по 4 января 1943 года) именно здесь торжественно встречали «освободителей», вручали белого коня, поводья которого принимали годы комендант города майор Теодор Маннэ и шеф гестапо Иоганн Геринг.
    Вот что писал в очерке «Главная улица» забытый ныне журналист и писатель Александр Шепелев: «…В кинотеатре немцы с утра крутили фильмы «Индийская гробница», «Яшнапурский тигр» и свою хронику. Вход только для арийцев, даже румынских солдат не пускали. В один из дней отмечали так называемый праздник свободы…
Массивные колонны кинотеатра обернули черной материей, украшенной белым крестом-свастикой. Внизу, перед входом, на просторной площадке, поставили кресло, изъятое из реквизита русского театра. Две огромные каменные вазы наполнили ворохами цветов, опустошив оранжереи Долинска.
    Полицаи согнали на Кабардинскую женщин, стариков, детей. Маннэ прикатил на машине и торжественно прошествовал по ковровой дорожке. Ударили литавры, и звуки немецкого марша заполнили площадь, вознеслись к стылому куполу осеннего неба.
   Теодор Маннэ сел, рядом замер Иоганн Геринг, ухмылистый и надменный. Начался грозный, вызывающий парад: гулом загудела булыжная мостовая под кованой пятой егерей из дивизии «Эдельвейс». Следом прошли головорезы капитана Оберлендера, объединенные в карательный отряд «Бергман»…
А вот каким увидел цитируемый нами автор (ему было тогда 15 лет) кинотеатр «Победа» в первый день освобождения: «…В глазах отразился чудом уцелевший фасад – вход в Большой зал; на нем – две скульптуры: застывшие в исламее фигуры горца и горянки. …Скульптурный джигит, прижав одну руку к газырям черкески, другой, поднятой вверх, сжимал древко, на котором струился, трепетал на ветру алый шелк Красного знамени».
    Трудно представить, как удалось неизвестному советскому солдату взобраться на фасад и вложить в руку гордого джигита победное знамя. Но это не аллегория, так было…
Фасад с двумя застывшими фигурами да часть левой стены – вот и все, что осталось от кинотеатра. После войны его здание было восстановлено одним из первых. А до этого времени «Победа» временно размещалась в бывшем доме купцов Зипаловых – на первом этаже крутили фильмы, а на втором располагались кружки Дома пионеров».
Принято считать, что кинотеатр «Победа» разрушили немцы при отходе из города. На самом деле это не совсем так – его разрушила война, а кто непосредственно причастен к тому, что кинотеатр сгорел – неизвестно.




    Не знаем мы и то, кто покусился на один из символов города сегодня ночью. Почему говорю покусился? Потому что пожар начался не в одном каком-то месте, а сразу как минимум в двух: под крышей в конце большого зала и в холле. Во всяком случае так мне сказали пожарники.
   Пожар в обесточенном здании, с забитыми со всех сторон окнами. Впрочем, все бывает. Но только вот странно, что кинотеатр загорелся именно тогда, когда по нему следовало принимать какое-то определенное решение. Как-то уж вовремя он сгорел, разрешив много лет мучившую всех заинтересованных лиц дилемму: «казнить» то бишь сносить или «помиловать», то бишь реставрировать.
   Кто поставил запятую в этом предложении – «сносить нельзя реставрировать»? Человек или случай?
Сегодня от «Победы», одного из символов города Нальчика, остались только стены. Они очень непрочны, это видно каждому без экспертизы. Значит, стены будут снесены. Что появится на их месте? Новое здание, внешним обликом повторяющее известное многим поколениям нальчан? Возможно. Но вот каким будет его «начинка»? Встретит ли «Победа» свое 80-летие, до которого кинотеатр не дожил два года?
   …Пожарники еще продолжали тушить пожар, когда я ходил по залам, заваленным сгоревшими деревянными стропилами; заходил в думящийся холл, перепрыгивая через лужи, увертываясь от стекавшей сверху воды.
    Плакал кинотеатр моего детства и я вместе с ним. И вспоминал слова выдающегося совесткого журналиста Михаил Кольцова о нашем городе: «У Нальчика – стиль и достоинство, пусть самой крохотной, но столицы. Его центральная Кабардинская улица, залитая асфальтом, освещенная фонарями и витринами, по-московски деловита, оживленная без местечковой базарности…».
    Одним из символов этого достоинства и была наша общая «Победа». А что станет символом местечковой базарности? Ответит время. Но чтобы ответ этот не стал нашей личной обидой как сегодняшний пожар, нам всем надо проявить гражданскую ответственность и потребовать от власти восстановления «Победы» – ее внешнего облика, внутреннего содержания и духовной направленности.


  • 1
Так наверно проще будет и дешевле,прихватизировать его...кому-то...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account