viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

КАБАРДА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

   На днях ко мне зашли два посетителя, один из которых представился – профессиональный историк. Второй в ответ на это сказал так: историк-любитель.
     Говорили о реалиях прошлого, о Кавказской войне и в целом о войнах, которые вела Кабарда. Сообща вспомнили несколько, хотя по большому счету все они описаны в книге Н. Ф. Гробовского «Присоединение к России Кабарды и борьба ее за независимость». И я спросил: а что известно моим собеседникам об осетино-кабардинской войне.
     Такой войны не было – в один голос ответили оба. Так ли? Вспомним, для начала, что такое война. Это – конфликт между политическими образованиями (государства, племена, политические группировки), происходящий в форме военных действий между их вооруженными силами или специальными структурами, или без таковых в форме открытого или скрытого противостояния, борьбы спецслужб, разведки, партизанской борьбы, пропаганды и прочее.
Было ли нечто подобное между осетинами и кабардинцами. Как утверждает известный ученый Вольдемар Пфафф: было. Более того, две главы своей популярной работы «Материалы для древней истории Осетии» он именно так и назвал: «Осетино-кабардинская война» и «Пагубные последствия осетино-кабардинской войны»
Кто такой был Пфафф?


     Пфафф Вольдемар (Владимир Эммануилович) (Богданович)
     Он получил образование в Лейпцигском (1857 – бакалавр, 1858 – доктор прав) и Дерптском (1862 – кандидат) университетах. В конце 1860-х - начале 1870-х путешествовал по Кавказу, изучал историю, право и этнографию осетин.


  Среди его работ: «Народное право осетин» (Тифлис, 1871); «Путешествие по ущельям Северной Осетии» (Тифлис, 1871); «Материалы для древней истории осетин» (Тифлис, 1872); «Описание путешествия в Южную Осетию, Дячу, Большую Кабарду и Дигерию» //Сборник сведений о Кавказе. Т. 2. Тифлис, 1872; «Этнологические исследования об осетинах» (Тифлис, 1872) и целый ряд других.
   А вот и та самая глава. Все описанное в ней - в прошлом. И не напоминанием об этом прошлом продиктована эта публикация. А только тем, что историю надо знать, чтобы не повторять ошибок (неважно каких) в настоящем.

  ОСЕТИНО-КАБАРДИНСКАЯ ВОЙНА

  При кабардинском старшем князе Идаре, который, вероятно, жил в XV столетии, между кабардинскими князьями вспыхнуло страшное междоусобие, которое окончилось кровопролитной битвой при Касбуруне. На эту битву кабардинские барды сочинили любопытную народную песнь, текст которой мы находим в соч. Ногмова. В рассказе упоминается князь по имени Дударуко, а Дударуковы – осетинские алдары. Ногмов тоже подтверждает, неизвестно на каком основании, что осетины послали Идару 3000 вспомогательных войск. Битва кончилась удачно для Идара, но так как область его (Идария) лежала далеко от осетин, а земли враждовавших с ним князей – очень близко от них, то эта битва не могла не остаться без влияния на отношения осетин к кабардинцам. С тех пор мы видим, что между осетинами и кабардинцами возгорелась страшная вражда. Главным поводом к этой вражде служили поземельные споры. Размножившись на плодородной плоскости, кабардинцы постепенно оттесняли осетин все дальше к югу и наконец заперли их совсем в неприступных горных ущельях. Вследствие бегства с плоскости в горные ущелья осетинам стало жить чрезвычайно тесно, преимущественно в таких ущельях, которые на юг были заперты непроходимыми стенами. По Дарьяльской же, Мамисонской и Закской дорогам осетины вследствие давления с севера, покидая свое отечество, переходили постепенно за Кавказ и населяли оставленные грузинами или насильно отнятые у них ущелья. Но с течением времени и последние ущелья так густо населялись, что не было уже возможности отбрасывать нарождавшееся население с севера на юг. С юга только с великим трудом можно было доставать хлеба, а с севера не могло быть никакой доставки его, так как кабардинцы с усилившеюся враждою ни одного осетина не выпускали на плоскость. Теснота породила моровые язвы, смертность достигла необыкновенных размеров. Где такие причины действуют, там между народами вражда всегда делается неизгладимой и смертельной. Так и было между осетинами и кабардинцами. Причины подобной вражды действуют медленно, и потому она не разыгрывается в кровавых генеральных сражениях, но происходит в мелких стычках, поединках, хищнических нападениях и т. п. В подобных обстоятельствах сражается не народ с народом, но человек с человеком. Тут все средства дозволены, лишь бы только истребить врага; тут нет пощады, нет и международного права. Все споры между отдельными семействами из-за земель на плоскости кончались ссорами, драками, смертоубийством, и пошла кровная месть, которая страшнее всякой войны.
От этих причин война между осетинами и кабардинцами по необходимости должна была тянуться целые века: она началась в XV веке и кончается в XIX. Сцены этой войны однообразны и потому скучны: в ней не встречается никаких выдающихся личностей; даже и те, имена которых упоминаются в преданиях, боролись, быть может, отчаянно и храбро, но бесславно, за одни только личные и мелкие семейные интересы или, подобно всем остальным животным, за право жизни.
В истории подобной войны дело исследования не заключается в отыскивании нескончаемых подробностей битв и стычек, но в открытии причин вражды.
Кроме приведенной причины кабардино-осетинской войны – поземельных споров, возникавших от давления кабардинцев с севера на юг, – мы находим еще несколько не менее важных причин. Осетин – человек совершенно различного от кабардинца склада. Хотя ему в продолжение всей его истории чрезвычайно редко удавалось наслаждаться спокойствием, он, однако ж, в глубине своей души любит спокойствие, тишину, удобства; свирепым бойцом он может сделаться и делался только по принуждению. Напротив, кабардинец – нрава воинственного, беспокойного; мирным, покорным и любящим удобства тишины он в состоянии делаться только в качестве раба. Эта противоположность в характерах обоих соседних народов породила из себя глубокое различие в их общественном устройстве. Осетин – демократ, патриархал и любит только демократические и патриархальные учреждения; не чужд он, однако ж, и социализма. Напротив, кабардинец – аристократ, феодал и, хотя и раб, глубоко ненавидит равенство. У кабардинцев потомство Инала всегда было бесспорно признаваемо высшим сословием, у осетин же алдары – никогда.
Феодальные учреждения создавались для того, чтобы в средние века соединять мелкие племена и независимые друг от друга роды в большие нации; феодальные государства всегда сильнее патриархальных, и потому в осетино-кабардинской войне победа непременно должна была остаться за кабардинцами.
Некоторые части Осетии, несмотря на неприступное их положение, были завоеваны кабардинцами вследствие предательства самих осетин; так, например, еще в начале настоящего столетия часть куртатинцев была данниками кабардинских князей Ахло- вых. Насколько мне известно, одни только валаджирцы и остальные общества, живущие по притокам р. Ардон, не обязаны были платить кабардинцам дань. Поэтому жители названных обществ до сих пор считают себя выше остальных осетин.
Третья важная причина непримиримой вражды между осетинами и кабардинцами заключалась в различии их религий. Этому вопросу мы посвящаем следующую главу.
В осетино-кабардинскую войну вмешивались часто и другие соседние горские племена, преимущественно балкарцы и чеченцы. Осетинское предание помнит много подробностей о хищнических набегах этих племен. Несмотря на это, нельзя ничего определительного сказать о свойстве отношений осетин к этим племенам, потому что история этих последних совершенно еще не затронута.


Тема будет продолжена.


  • 1
Оригинальная трактовка. Однако стоит сделать акцент на том, что Вольдемар Пфафф под кабардинцами очевидно понимает их военное сословие значительная часть которого на первом этапе Кавказской войны перешла на сторону Турции.

Военное сословие у кабардинцев состояло из 5 групп(так что ТАМ 70% дворянами были)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account