viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ПРОДОЛЖАЮ ПОИСКИ АЭРОЛИТА

   Евграф Петрович Савельев (1860-191?), донской учитель, писатель, поэт, историк, журналист, в своей заметке, напечатанной в «Записках Ростовского-на-Дону Общества истории, древностей и природы», дает весьма конкретные ориентиры нахождения «величайшего из доселе известных аэролитов земного шара». Напомним их еще раз: «Близ станции Котляревской железной дороги, в верстах 10 от нее, если ехать на мост через реку Терек», на земле Калмыкова».




   В простоте данного описания таится немалая сложность. Станция Котляревская – здесь все понятно. С расстоянием – десять верст (по-нынешнему чуть больше километра, а если быть уж совсем точными – 1 067) тоже все ясно. Как будто есть и еще одна подсказка: «если ехать на мост через реку Терек». Только вот слово «ехать» можно трактовать по-разному: понятно, что двигаться по направлению к мосту. Но вот докуда: до него или после него? И где был этот самый мост в 1914 году? И еще: один он был или нет?


  С последним вопросом мы разобрались быстро: мостов имелось два: один для гужевого транспорта и нам не интересный, второй – железнодорожный. Причем он находился рядом с тем, что действует и сегодня; сохранились даже старые опоры.
Тогда где же конкретно? Если до моста, то получается, что примерно в районе станицы Котляревской. Но о десяти километрах здесь говорить не приходится – расстояние куда меньшее.
Если за мостом, то населенных пунктов (в разных направлениях) сразу несколько – Джулат, Куян, Арик…
Какой нужен нам?
Для начала решили опросить старожилов. И начали с той же Котляревской, где проживает бывший председатель колхоза «Красная нива» Михаил Михайлович Клевцов. Уйдя на пенсию, он занялся историческими разысканиями и за достаточно короткое время написал семь книг, практически не оставив в истории родных мест, привязанного к ним терского казачества белых пятен и неизвестных имен. Чего стоит хотя бы его монументальный труд «Родословные коренных котляревцев» (700 страниц большого формата!), написанный вместе с супругой Лилией Касимовной.
Настоящий гражданский подвиг и последняя работа – «История станицы Котляревской»: исследователем собраны сотни материалов о станице и станичниках, введено в научный оборот множество документов. Все книги Михаил Михайлович издает за свой счет – спонсором выступает его сын, живущий в Москве.
Когда руководитель администрации Майского района Александр Кислицин, с которым мы ездили по полям Майского района в поисках аэролита, предложил заехать домой к Клевцовым, я засомневался. Был в курсе, что нынешний год не самый радостный для ветерана. Коварная болезнь подкралась незаметно, речь шла о жизни и смерти. Пришлось ампутировать ногу. Поэтому и не хотелось лишний раз беспокоить. Но, как оказалось, кроме Михаила Михайловича обратиться было не к кому.
Встретил он нас по-казацки – радушно, хлебом-солью. Уныния – не в одном глазу, наоборот – планы на будущее.
Но, к сожалению, о метеорите он ничего не слышал. Более того – ничего ему не было известно о землевладельце Калмыкове, на земле которого лежал (лежит?) этот таинственный камень. Значит, земли эти находились не в окрестностях Котляревской и вероятнее всего даже не в Майском районе. Следовательно, «ехать на мост» в понимании автора заметки об аэролите подразумевало направление, и искать надо за мостом.
Но посещение Михаила Михайловича не было напрасным. Мы все вместе, включив его компьютер, еще раз изучили гугловские космические карты местности и убедились – идем в правильном направлении. Тем более, что в этом случае история с метеоритом стала подтверждаться и народной молвой. Но об этом расскажу чуть ниже.
А пока появилась возможность пролететь над этими местами на вертолете. Дело в том, что в курсе наших поисков оказался Руслан Панжоков – в прошлом профессиональный гражданский летчик, продолжающий и поныне летать, но на вертолетах. У него есть вертолетная кампания из шести машин, местом базирования которых является аэродром под селением Кишпек.




   Руслан и предложил совершить такой облет. С одной стороны, визуальный осмотр не помешает, а может и выявит что-то. С другой – можно задействовать технические средства, в частности, магнитометр. Последние цифровые разработки этих приборов отличаются от обычных компасов как машина от телеги. В частности, феррозондовый магнитометр-градиентометр позволяет делать 10 тысяч измерений магнитного поля в секунду, производить их статистическую и математическую обработку, фильтровать ненужные аномалии (металлический мусор) в любом количестве и масштабе.
Самое интересное, что такой полет состоялся уже на следующий день после предложения Руслана. После выполнения всех формальностей, а их великое множество в вертолетном деле (что объяснимо – речь идет о безопасности движения), мы выдвигаемся в сторону Кишпека.
За какие-то 15 минут техники подготовили вертолет к вылету. Ми-2 – надежная машина: разработана в СССР, собиралась в Польше, входившей в семидесятых годах прошлого года в социалистическое содружество. Его крейсерская скорость – 160 км, потолок подъема – 4000 м; может брать 6-7 пассажиров, но сегодня я один. Лет вертолету немало – завершает четвертый десяток, но при соответствующем обслуживании, как утверждает Панжоков, служил, служит и будет служить.
…Руслан запрашивает погоду и, услышав, морщится: солнце солнцем, но в интересующем нас районе густая облачность. Тем не менее взлетаем. Причем легко, мягко; если бы не гул моторов, можно было бы посчитать, что едим на автомашине.
Действительно, над всей территорией, где предположительно может находиться аэролит, сплошная облачность. Местами, правда, она расходится, но в этих «пятнах» ничего интересного не заметили. За исключением ямы, своими очертаниями напоминающей кратер.
Так что с визуальным осмотром мы, извините за каламбур, пролетели. Но, тем не менее, зафиксировали координаты двух точек, где в ямах находятся какие-то объекты.
Теперь предстоит осмотреть их, так сказать, в живую. Тем более, что подоспели и запрошенные в Государственном архиве КБР данные о том, где располагались земли Калмыкова…
Одним словом, завтра выезжаем на место падения аэролита.

  • 1
Интересный материал,

  • 1
?

Log in

No account? Create an account