viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ТУЗЛУК – ХРАМ СОЛНЦА

   Гора эта не просто притягивает внимание, она останавливает взор каждого, кто ее видит, особенно впервые. Столь идеальны ее формы (покато-выглаженные), особенно в сравнении с распола-гающимися поблизости другими возвышенностями. Невольно воз-никает мысль, что к появлению горы причастны не только природ-ные силы, но и какие-то другие – разумные, вернее было бы ска-зать, существующие за пределами нашего понимания, наших зна-ний. Не случайно Тузлук – а речь о нем – рождает великое множе-ство предположений, легенд, творящихся чуть ли не на наших гла-зах, и конечно же невероятных домыслов.




     Причем самых фантастических – начиная с того, что гора насып-ная, а внутри полая. И полость эта – огромных размеров зал. То же, что в нем находится, вообще за пределами человеческого воспри-ятия. По другой, более приземленной версии, в далекие-предалекие времена (речь идет о четырех-пяти тысячах лет) здесь располага-лось святилище: так называемый оракул, то есть место, где дела-ются прорицания. Самый известный из оракулов – бога Аполлона в древнегреческих Дельфах. Пифии – жрицы (в нашем случае – веду-ньи), прорицавшие под действием одуряющих испарений, выходив-ших из трещины в земле, приходили в полубессознательное со-стояние и начинали вещать о том, что должно произойти. Неверо-ятно? Но и эти предположения имеют право на жизнь, пока не дока-зано обратное. Тем более что испарения из горы Тузлук наличест-вуют.

   Впрочем, обо всем по порядку. Если добираться в местность Джилы-су, что в Северном Приэльбрусье, через Долину нарзанов, то до означенной возвышенности немногим более сорока километ-ров. Тузлук невозможно не заметить, так как вид на гору открывается издалека, а сама дорога проходит прямо под ней. Высота ее сравни-тельно невелика – 2585,3 метра, но от уровня дороги на целых сто метров Тузлук уходит вверх чуть ли не отвесно. Естественно, этот подъем не представляет особых трудностей, тем не менее боль-шинство направляющихся к минеральным источникам Джилы-су не останавливается у горы. А зря, ведь поднявшись наверх, обнаружи-ваешь, что на вершине имеется достаточно ровная площадка, дли-на которой примерно в два раза больше ширины. В самом начале ее из земли выпирают, вернее было бы сказать, вырастают четыре каменных столба, представляющих из себя что-то вроде креста. Во всяком случае, именно такое ощущение возникает, если смотреть на камни сверху, с вертолетной высоты. И еще буквально поражает внутренняя целесообразность, геометрическая соразмерность ка-менных исполинов с общим видом макушки Тузлука. Словно они использовались для какой-то цели (не отсюда ли предположение, что валуны были установлены искусственно?). Для какой? Храмо-вый комплекс? Древняя обсерватория?
     Именно к таким выводам пришел еще летом 2001 года москвич Алексей Алексеев, основавший впоследствии постоянно действую-щую экспедицию « Кавказский Аркаим» : « Взяв азимуты с вершины Тузлук на все заметные в окрестностях объекты и сравнив их с рас-четными, мы пришли к выводу, что солнце в дни солнцестояний должно восходить вблизи заметных ориентиров. А это один из важ-нейших признаков всех известных пригоризонтных   обсерваторий.
     На следующий, 2002 год, благодаря помощи Института археоло-гии РАН и Государственного астрономического института имени Штернберга, мы имели профессиональные расчеты азимутов вос-хода и захода солнца в дни солнцестояний и ряд других важных ас-трономических событий.
…Утром 23 июня, во второй день солнцестояния, нам удалось подняться на вершину Тузлука и установить теодолит. В это утро решалась судьба экспедиции и, вероятно, и всех высказанных нами идей. Если солнце взойдет над заметным ориентиром, гипотеза о храме Солнца на горе Тузлук на северных склонах Эльбруса полу-чит право на существование...
Ночь на исходе, над горизонтом за массивом Кинжал зажглась узкая полоска света. Красная полоска постепенно разрастается, к ней присоединяется фиолетовое, голубое, а затем и золотистое сияние. Оно ширится, занимает полнеба. За Эльбрус смещается фиолетовая полоса – тень от Земли – граница дня и ночи. Солнце уже поднялось над горизонтом, но от нас оно скрыто массивом Кинжала. Порозовел, а затем зазолотился Эльбрус. Лучи низкого солнца про-рвались по долинам через горные проходы, золотят окрестные верши-ны.
И вот в глубокой седловине, вблизи южного края Кинжала появ-ляется ослепительная точка. Вот она уже в перекрестии визира. Есть отсчет! Солнце на глазах поднимается из земли» .
Нам не довелось встречать рассвет именно на горе Тузлук, но мы не раз наблюдали появление светила в каких-то десяти кило-метрах от этого места – с поляны, где в 1829 году стоял лагерь экс-педиции Эммануэля. Зрелище не просто удивительное – потря-сающее, ошеломляющее, поистине фантастическое. Словно ты присутствуешь при великом событии – зарождении не очередного дня, а самой жизни. Вероятно, эти чувства в немалой степени спо-собствовали фантастическим предположениям ученого из Санкт-Петербурга Вячеслава Токарева и пятигорчанина Владимиром Ста-сенко, участников другой экспедиции – « Эльбрус – 5500 лет в глубь времен» , о том, что « в обрядовых целях гору Тузлук начали ис-пользовать еще за 4500 лет до нашей эры. Тогда ее вершина пред-ставляла плоскую цельную плиту, круто обрывающуюся в сторону горы Сирх. Площадку эту использовали как ритуальную. Позже, в 3200 году до нашей эры, плиту разрезали вдоль и поперек. Разрезы ориентированы по сторонам света. В теле горы под толщей плотных кварцевых песчаников был сооружен подземный храм Матери Зем-ли с четырьмя камерами.
В них проходили ритуалы посвящения и очищения души. На запад-ном склоне горы с тех пор стоит каменная глыба, напоминающая быка (женский культ), – камень-чашечник с углублением в верхней части. А вокруг Тузлука установлены каменные столбы-менгиры как пояс его энергоинформационной защиты. Один из менгиров фалли-ческой формы с лицом витязя стоит над каньоном реки Малки, меж-ду Тузлуком и Сирхом. Пастухи говорят о существовании в округе еще, по меньшей мере, шести подобных камней. Таким образом « женское» начало на лоне горы как бы было взято под охрану энер-гиями « мужского» начала.
На вершинной площадке горы 900–800 лет до нашей эры пред-положительно существовал каменный храм. Он был заброшен в 450–600 годах нашей эры, по-видимому, с концом золотого века « Трояновых веков» . Время разметало его камни. Осталось всего несколько плит» .
Понятно, что столь конкретная датировка событий, происходя-щих на протяжении тысячелетий в этих местах, не подкреплена (да и не может быть) никакими доказательствами; она целиком и пол-ностью базируется на допущениях, предположениях, выводах ее авторов. И поэтому не просто спорна, а антиисторична: не тема для серьезных дискуссий, а больше повод для саркастических реплик.
Но, право, не хочется ни ерничать, ни на полном серьезе апел-лировать к известным историческим фактам (впрочем, что нам, по большому счету, известно о тех временах, тем более о происхо-дившем в наших местах? Ровным счетом ничего). Не хочется и по той причине, что здесь, в Северном Приэльбрусье, среди величест-венных исполинов, отмеряющих виденное тысячелетиями, самые невероятные предположения не вызывают такого отторжения, какое вызвали бы где-нибудь внизу, на равнине. С удивлением ловишь себя на мысли, что занят поиском не контраргументов, а пытаешь-ся представить, могло такое быть или нет. Особенно когда разгова-ривашь с Вячеславом Токаревым – не просто энтузиастом, а истин-ным подвижником и патриотом, искренним в своем желании приот-крыть завесу над далеким прошлым. Тем более что все это опира-ется на глубокие всесторонние познания, четко выстроенную аргу-ментацию.
И поэтому даже предположению, что на горе располагалось свя-тилище, что ведуньи, надышавшись идущих из земли испарений, прозревали у тузлукского оракула будущее, невольно ищешь под-тверждение. Ищешь и находишь! Действительно, между каменными слоистыми столбами имеется узкая трещина, уходящая куда-то достаточно глубоко. Глубину нельзя проверить, бросив что-то в нее – она очень узка, но по тяге, с какой устремляется вниз поднесенное к отверстию пламя зажигалки, понимаешь, что там, внутри, есть ка-кая-то полость.
Что она из себя представляет, как далеко уходит – без специ-альных приборов не узнать, вот только если… Не поленившись, один из нас сбегает вниз и снова, теперь уже с двумя полными по-луторалитровыми бутылками нарзана в руках, с немалым трудом взбирается на отвесную гору, наклоняется над щелью и начинает лить воду. Она уходит мгновенно – не скользит по каменным сте-нам, а именно льется, словно в пустоту. « Рот» горы поглощает во-ду, вот она уже и кончается, но ничего не происходит. А что, впро-чем, должно произойти?..
Под опаляющим июльским солнцем молча сижу у огромных ва-лунов на верхушке Тузлука, и губы сами собой шепчут незатейли-вые строки:

Ярило алое светило,
Вода благоволила литься
И все, что здесь происходило,
Пусть повторится,
Пусть повторится…

И вдруг гора словно издает вздох – протяжный, долгий, мучи-тельный. Я его отчетливо слышу: наклоняюсь над щелью и чувст-вую, как воздух приобретает плотность, упругость, обтекая мое ли-цо.
Больше ничего не ощущаю, но не ухожу, все так же пристально вглядываясь-вслушиваясь. В гору? В себя? В окружающий мир?
Через пять-семь минут в голове покалывает, она наливается тя-жестью, еще через какое-то время начинают стучать звонкие моло-точки. Их периодичность нарастает с каждым мгновением, и вот уже отскакиваю от щели, не в силах выдержать этот сумасшедший ритм. Ловишь себя на мысли, что момент прозрения так и не наступил. И утешаешь сам себя: но ведь и роль пифии была доступна далеко не каждой женщине, а только избранным из избранных. Впрочем (мы говорим на полном серьезе), и испарения, идущие из земного чрева, за прошедшие тысячелетия могли измениться, потерять свою силу. И мысль о том, что в горе имеется подземный храм, уже не кажется столь абсурдной, как раньше.
…Глядя на членов экспедиции (со многими из них довелось по-знакомиться летом 2008 года), приехавших на Кавказ из самых от-даленных мест России, людей различнейших профессий (в их пе-речне – астрофизик, провизор, геолог, врач, преподаватель вуза), высокого образовательного уровня (много кандидатов и докторов наук), понимаешь, что их собрала вместе вера. Вера в чудо, в воз-можность вживую прикоснуться к прошлому, которое не ушло бес-следно, просто не может уйти, надо только найти и увидеть остав-ленные им метки и следы. Именно данное желание движет этими людьми, проводящими бессонные ночи на горе Тузлук, встречающими на ее вершине огненный рассвет, ставшей для них, как и для древ-них людей, храмом. Храмом не столько Солнца, сколько местом встречи – с самим собой.
И поэтому если не разделим, то, по крайней мере, внимательнее прислушаемся к выводам их сподвижиков – участников другой еже-годной экспедиции « Кавказский Аркаим» : « На берегу реки Малки в районе горы Тузлук в древности была древняя астрономическая обсерватория – храм Солнца. Экспедицией зафиксирован восход солнца в период летнего солнцестояния над единственным в дан-ном секторе заметным ориентиром на горизонте. В тот же период отмечены азимуты восхода и захода полной луны. Проведенные расчеты показали, что некоторые другие солнечные и лунные со-бытия происходят вблизи заметных ориентиров. Таким образом, результаты инструментальных наблюдений подтвердили, что гора Тузлук могла служить пригоризонтной астрономической обсервато-рией.
Вблизи нее находится каменный менгир фаллической формы, а также обработанные камни, названные « алтарями» и, вероятно, служившие культовым целям. Линия между « алтарями» близка к направлению запад-восток (+5056´). К этой линии перпендикулярно направление между « восточным алтарем» и менгиром № 1(+5058´). Данные уточнены спутниковым навигатором JPS. Это от-клонение близко к значению магнитного склонения (+5019´). Закреп-ление на местности сторон горизонта – важнейший признак приго-ризонтной аст¬рономической обсерватории.
К юго-востоку от горы Тузлук обнаружена скальная гряда с мно-жеством чашеобразных углублений, вероятно культового значения, условно названная грядой « чашечных камней» . Линия между мен-гиром № 1 и западным краем « чашечных камней» в точности сов-падает с современным направлением север-юг.
Таким образом, предполагаемый храмовый комплекс в районе горы Тузлук вполне мог служить как для культовых целей, так и для отслеживания календарных дат.
Всего в окрестностях горы Тузлук нами отмечено 14 значимых объектов. Из них четыре естественного происхождения: гора Тузлук, холм, названный нами « Северным» , лавовый мост через реку Кы-зылсу, названный нами « Калиновым мостом» и возвышающийся среди л°едовых полей Эльбруса локолит – пик Калицкого. К полуис-кусственным, доработанным объектам, мы условно относим « ча-шечные камни» и « алтари» . Четыре менгира и четыре тура – объекты искусственного происхождения.
Некоторые из этих объектов расположены вдоль прямых линий. Прямая № 1: Северный холм – гора Тузлук – Калинов мост – пик Калицкого. Скорее всего, она совпадает с тектоническом разломом и конечно же природного происхождения. Прямая № 2: гора Тузлук – менгир № 1 – восточный край « чашечных камней» . Прямая № 3: восточный « алтарь» – тур под дорогой – Калинов мост. Прямая № 4: гора Тузлук – восточный « алтарь» – менгир № 2. Направление прямой № 1 отклонено на 2о50´ к западу от северного направления, а прямой № 3 от того же направления, но к востоку – на 2о57´. Вме-сте эти углы составляют 5о47´, а как уже отмечалось выше, линия между « алтарями» отстоит от направления запад-восток на +5056´. К ней перпендикулярно направление между « восточным алтарем» и Калиновым мостом (+5058´). Приведенные выше результаты гово-рят о том, что объекты вокруг Тузлука находятся в строго опреде-ленном порядке» .
С любезного разрешения руководителей экспедиций, мы публи-куем строки из их отчетов, размещенных на интернетовских сайтах.


?

Log in

No account? Create an account