viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

ПРЕДЛАГАЮ ВЕРНУТЬ ДУКА-БЕКА НА РОДНУЮ ЗЕМЛЮ

    До 1849 года на территории Кабардино-Балкарии находился один из самых необычных памятников, найденных когда-либо в наших местах – каменный истукан Дука-Бек. Он стоял справа от дороги Нальчик–Пятигорск, у нынешнего селения Этоко. Вот что, в частности, писал Семен Броневский, автор книги «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», вышедшей в 1823 году: «Между Бештовыми горами на полугоре Тёмир-Кубшаки при ручье Етака стоит каменный поясной истукан вышиною в 8 футов, 8 дюймов, называемый кабардинцами Дука-Бех, с надписью, коея буквы имеют сходство с греческими или славянскими, и с разными изображениями людей и зверей, высеченными на подножии онаго. Надписи никто не мог разобрать и кому воздвигнут сей памятник также неизвестно. По некоторым изображениям догадываются только, что рыцарь Дука-Бех был христианин».




   В 1840-х годах Шора Ногмов в своей «Истории адыхейского народа» дал такое описание истукана: «Памятник этот представляет молодого человека в шитой шапочке и в платье, похожем по покрою на нынешний бешмет с продольной строчкой. Застегнут он четырьмя четвероугольными застежками и подпоясан кожаным узким поясом, прошитым посредине ниже лифа; платье идет складками. Ноги не сделаны, но нижняя часть представляет столб с греческой надписью на передней стороне и множеством фигур, представляющих людей на охоте за зверями, воинские игры пеших и конных людей и с правой стороны колчан со стрелами, ниже пояса статуи, а с левой – сабля с рукояткой наподобие грузинской и лук в футляре. В этой греческой надписи можно многое разобрать и, между прочим, имя Баксана…».


    У Шоры Ногмова есть и объяснение, кому и за что был поставлен памятник. Приводим его в интерпретации автора книги «Очерки этнографии Кавказа», известного ученого и государственного деятеля России (он был министром народного просвещения) Е. П. Ковалевского (1792–1867): «В половине IV столетия от Р. X. на реке Баксане, протекающей по Кабарде, жил князь Дауо; у которого было восемь сыновей; из них старший Баксан, знаменитый нарт (витязь), со всеми братьями и 80 нартами был убит в жестоком сражении с гутами (готами, по мнению автора). По этому случаю была сложена в честь Баксана песня и совершаются ежегодно игрища народные в память его. Сестра убитых братьев перенесла трупы их в Кабарду, похоронила их с честью на берегу реки Этоко и воздвигла на могиле их памятник, существующий и поныне».
   В 1849 году памятник стараниями известного исследователя Кавказа А. Фирковича был доставлен в Пятигорск и установлен у так называемого Цветника. Впоследствии, в 1881 году, он был перевезен в Москву и передан в хранилища Исторического музея. В 1886 году академик В. В. Латышев предложил свой перевод начального текста: «Успокоился раб божий Георгий Грек… 130 года 12 марта» (то есть XII век) и на этом остановился, заявив, что ему «удалось разобрать в этой надписи далеко не все» и что, «быть может, другим посчастливится более нашего в ее разборе».
  В 1947 году профессор Г. Ф. Турчанинов предложил расшифровку этокской надписи с позиции адыгского языка, то есть народа, которому памятник принадлежал, и дал такую интерпретацию переводу: «Текст… показывает, что Бек является сыном Кануко, который, в свою очередь, был сыном Туко. Иначе, Кануко Бек был отцом, а Туко – дедом. Надпись выполнена сыном некоего Маремуко».
  И сегодня мнение ученых по поводу Этокского памятника неоднозначно, и это дает повод для самых невероятных гипотез. Но наш разговор не о них.
  Не так давно Пятигорский краеведческий музей выступил инициатором его возвращения. Но так как передача экспонатов из музея в музей дело архисложное, то пятигорчане нашли выход из положения: – они сделали точную (один к одному) копию со статуи. Копия отлита из архитектурного бетона, а верхний слой сделан под камень.
Честь и хвала нашим соседям, решившим открыть вместо существовавшей когда-то курортной выставки древностей под открытым небом современный ландшафтный музей. Единственное, что смущает, так название материала, опубликованного «Русской планетой» и рассказывающего об этом событии: «Вернется ли на Родину загадочный этокский памятник – Дука-Бек?». Все-таки родина каменного истукана не Пятигорск, а Кабардино-Балкария. Вот почему я предлагаю заказать еще одну копию Дука-Бека и установить ее в Нальчике. К примеру, в Скверике свободы, рядом с надгробными стелами Жабаги Казаноко и его жене.
  Представляете, какое паломничество будет к этому памятнику? Люди будут стремиться сфотографироваться рядом с ним, будут всматриваться в надписи и рисунки на фигуре, будут прикасаться (и в прямом, и переносном смысле этого слова) к своей истории, постигать ее, гордиться ею.
  Напомним, что эта скульптура поистине говорящая. Вот как описывают имеющиеся на нем фигуры авторы книги «Памятники рассказывают» Г. Ионе и О. Опрышко: «Ниже подписи, спереди изображены три человеческие фигуры. Одна из них держит чашу, другая из сосуда, стоящего рядом, черпает воду, третья стоит на колене с чашей в руке. Под фигурами высечены два всадника, сражающихся на копьях. С обратной стороны пьедестала – фигура человека, стреляющего из лука в оленя; ниже ее – два человека, стреляющих друг в друга из лука. На левой узкой боковой стороне статуи, у пояса, – человек с поднятой саблей в правой руке, в левой он держит цепь с пятиглавым змеем. Под ним – человек с палицей на плече. Справа высечены олень и собака».
 Что для этого надо? Заказать копию каменного истукана в ООО «Практика реставрации», которое изготовило ее для пятигорчан. А так как вся предварительная работа уже проделана, то это будет не так уж дорого. Не потребует особых финансовых затрат и подготовка площадки для установки памятника на месте, которое будет отведено администрацией Нальчика.
  Мне могут возразить, что копия Дука-Бека имеется в Национальном музее КБР. Но выставочный экспонат, очень приблизительно воссоздающий подлинный облик истукана и реальный памятник со всеми надписями и рисунками, это совершенно разные вещи.
Кабардино-Балкарское отделение Русского географического общества, которое я возглавляю, решило выступить инициатором установки памятника Дука-Беку, сбора средств на эти цели. Предполагается, что это будет частная инициатива, без государственного финансирования. В ближайшее время будет объявлен номер счета, на котором начнут аккумулироваться деньги. Если инициатива найдет поддержку, то памятник можно установить уже осенью.
  Сегодня на Дука-Бека кто только не претендует, кто только не трактует его надписи, подтверждая ими свое видение прошлого. Поэтому и видится восстановлением исторической справедливости возвращение памятника на ту землю, где он когда-то был установлен.

?

Log in

No account? Create an account