viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

Менгиры - продолжение темы

То, о чем рассказывается в материале, произошло несколько лет назад, но боль от потери с годами не утихла.

Северное Приэльбрусье… Мало кто бывал в этом удивительном уголке Кабардино-Балкарии, но зато слышали о нем многие. Древние надписи, сохранившиеся на скалах, свидетельствуют о том, что северные склоны Эльбруса были доступны людям тысячелетия. Встречаются в этих местах массивные кресты, вытесанные из цельного камня с надписями на них, вырезанными латинскими буквами. Как писала в 1889 году газета « Терские ведомости», старики говорили, что здесь проходила дорога, по которой « христианский народ ратью шел в Азию за веру»  и оставил на своем пути эти кресты. О пребывании на Северном Кавказе римлян свидетельствует и череп со следами трепанации, техническое исполнение которой  указывает  на римский метод операции.
Именно здесь обнаружены захоронения, где найдены необычайно удлиненные, имеющие форму сферы, черепа, о которых писал еще греческий врач Гиппократ: « Прежде всего скажу о длинноголовых. Нет никакого другого народа, который имел бы подобную форму черепа…» . А философ Зенобий, живший в Риме во времена императора Адриана, уточнял: « Сираки дают царский венец самому рослому или, по словам некоторых, имеющему самую длинную голову» .
Некоторые исследователи, в частности пятигорчанин Александр Асов, уверены, что там, где правили « высоколобые, находились центры величайших древних цивилизаций» . Более того, он же утверждает, что события ранней русской истории происходили в Северном Приэльбрусье, « где и располагались первые русские царства» . Здесь же – на плато Ирахит-Сырт – находился Ирий – рай, чье описание « имеется во всех священных книгах мировых религий» .
На счет местоположения рая сведений не имеем, но о том, что именно здесь был установлен  знаменитый исторический памятник – каменный истукан, мы в своих книгах писали неоднократно. Каменный идол, или по-научному менгир, – это более чем трехметровый красавец, зарытый на треть в землю. Его верх – голова воина в шлеме: четко просматривается лицо – глаза, нос, рот; руки очерчены бороздками, спускающимися по бокам и скрещивающимися на животе.
Менгиры – это, как сообщает энциклопедия, вертикально врытые в землю длинные камни. В нашем случае –  цилиндрические столбы, вытесанные из зеленоватого гранита, диаметром в основании около полуметра, с плавно сужающимся конусом. Контуры носа, бровей и нижней части лица обозначены одной  линией, глаза –  посредством двух круглых выемок, рот – дугой.

555

Когда их установили, кто и почему именно здесь – на эти вопросы исследователи отвечают по-разному. Одни, эмоционально настроенные, предполагают, что « одинокий менгир, который стоит здесь как древний часовой»  …охра­няет колоколообразный холм – Тузлук, на вершине которого находятся развалины древнего святилища Солнца»  (См. очерк « Тузлук – храм Солнца»).
Другие считают, что эти стелы изготовлены « скифами, знакомыми с образцами как киммерийского, так и переднеазиатского искусства» . В частности, балкарский ученый Бияслан Атабиев в изображении головного убора находит элементы ассирийских шлемов, которые были в ходу на Северном Кавказе на рубеже VIII–VII веков до нашей эры, датируя означенным периодом и установку стелы.
Третьи, к которым авторы относят и себя, видят в менгирах своего рода охранные символы величайшей горы.  Ведь если  обхватить менгир руками и постоять так несколько минут, можно почувствовать, как какая-то неизвестная энергия проходит через тебя, а само тело начинает вибрировать, словно готовое взлететь, оторваться от земли. Не случайно силуэт менгира так напоминает наши первые космические корабли « Восток» . Впрочем, некоторые ученые ассоциируют его и с фаллосом – символом жизни.

images

Так вот – теперь обо всем этом можно только рассуждать. Потому что менгир, этот удивительный памятник Северного Приэльбрусья, исчез. Кто к этому причастен – можно только предполагать. Ведь подобные стелы продаются за большие, очень большие деньги – речь идет о десятках тысяч долларов. Во всяком случае, в Интернете апеллируют именно этими суммами. Поэтому вполне возможно, что наш менгир обретет новое пристанище на одной из дач кого-то из нынешних нуворишей, будет услаждать взор современного варвара, считающего, что за деньги можно купить все.
Надежды, что стелу найдут, практически никакой, ведь только за один археологический сезон в России разрушается около тысячи памятников истории и культуры. С 2002 года действует Федеральный закон « Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» , согласно которому объекты археологии отнесены к культурным объектам федерального значения, а нарушение культурного слоя и извлечение археологических предметов, что и произошло в нашем случае, квалифицируется по ст. 243 УК РФ как умышленное уничтожение памятников истории и культуры. Вероятно, в ближайшем будущем уголовное наказание станет нормой для уходящих сегодня от суда и тюрьмы « любителей старины» .
Но пока же мы вынуждены констатировать, что Эльбрус, входящий в число семи чудес России, потерял один из своих охранных символов. Если при этом вспомнить, что похищенный менгир был последним из стел с человеческим обликом, что все остальные сломаны, повалены, стали мишенями для варваров с ружьями, то станет ясно – мы потеряли нечто большее, чем каменного истукана. А именно  – частичку прошлого. Не республики. Не страны. Человечества. 

0_6bac5_40174802_L

Вот такой материал был опубликован нами в одной из республиканских газет. А буквально через несколько дней он получил еще более печальное продолжение. Употребляя термин « варвары» , мы и не предполагали, что слово это, претерпевшее за свою историю удивительные трансформации – от названия всех народов, которым греки противопоставляли себя, до определения поведения древних германцев и в конечном итоге  символа людской грубости и некультурности,– столь уместно в нашем случае. Уже в тот день, когда мы стояли на скальном гребне у края пропасти, где и был установлен менгир, неожиданно мелькнула мысль о том, что каменного истукана могли ведь и скинуть вниз. Но она тут же была отброшена по причине своей дикости и бессмысленности. И все-таки надо было проверить и это алогичное по своей сути предположение.
Вместе с Аликбером, тем самым, чья машина, единственная из всех участвовавших в джип-фестивале, добралась до ледника Уллу-чиран, мы решили спуститься вниз. Это оказался весьма не простой путь – тропинки, как таковой, не было: каменные осыпи, провалы, травяные наросты, перемежаемые площадками мочаков (заболоченных участков), и при этом резко уходящая вниз плоскость. Более того, площадь, на которую мог (хотя саму эту мысль мы в тот момент отрицали) упасть истукан, оказалась столь обширна, а камней, внешне похожих на менгир, такое количество, что мы разделились: один пошел поверху, другой – понизу.
Под жаркими лучами июльского солнца, то поднимаясь, то опускаясь по крутейшей, уходящей из-под ног осыпи, по которой до нас вряд ли кто и ходил, мы облазили почти все участки. За исключением находящегося возле речки – просто не успели, так как по рации услышали, что колонна участников фестиваля уже двинулась в обратный путь, а нам еще предстоял весьма затруднительный подъем. И все-таки мысль, что « вздорнейшая версия» , по словам Аликбера, оказалась не опровергнута, свербила, не давала покоя.
Спустя пару дней вниз спустились старожил Джилы-су, Аркадий, и наш фотограф. И вот что они увидели…
Картину эту передать словами невозможно: древняя стела действительно находилась в том самом месте, которое мы не успели осмотреть. Но только это был уже не памятник, а ряд его фрагментов – каменных кусков, на которые истукан разбился, ударившись о скалу. Менгир, действительно, не украли, что, как теперь понимаем, явилось бы куда лучшим исходом для сохранности памятника, его убили – безжалостно, жестоко, варварски. Умирал он, как бы высокопарно ни звучало это по отношению к безжизненному камню, мученически: отделилась верхушка, представляющая из себя шлем воина, а от самого лица осталась только середина; на несколько частей раскололось тело – цилиндрический столб с четко очерченными руками, спускающимися по бокам и скрещивающимися на животе, представляет теперь несколько фрагментов. Памятник, возраст которого превышал две с половиной тысячи лет, перестал существовать – восстановить его в первозданном виде практически невозможно. Можно, конечно, вытесать заново, но это будет только жалкая копия.
Зачем, для чего, кем и с какой целью это было сделано – конкретного ответа нет. И в то же время он есть – группой лиц, отличительными чертами коих являются варварское невежество, полнейшее бескультурье,  воинственное беспамятство, стимулятором которых стал конечно же пьяный кураж.
Всему этому есть точнейшее определение – вандализм. Общеизвестно, что вандалы – древнегерманские племена, известные жестокими войнами с Римом. В 455 году они овладели Великим городом и уничтожили в нем множество произведений искусства. С тех пор и пошло: вандал – невежда, варвар, разрушитель культурных ценностей.
Вспомнилось, какой болью отозвалось в сердце известие из Афганистана о том, что талибы взорвали огромные памятники Будды, вытесанные в скале. Думалось, такое возможно лишь там, где обитают дикие народы, незнакомые с просвещением и понятием « культурные ценности» . Но вандализм не имеет территориальных границ и расовых различий. Он вне времени и цивилизации. И недавний факт, когда на башне Абаевых, в селении Верхняя Балкария, были срублены христианские кресты, из этого же ряда. А разрушение менгира – его логическое продолжение. Кстати говоря, порушенные кресты были восстановлены, и сделала это местная мусульманская община.
История с менгиром получила широкую огласку. Обнародованная в республиканских газетах, она была перепечатана средствами массовой информации России, более того, даже приобрела политический оттенок, так как кое-кто увидел в этом эпизоде целенаправленное уничтожение памятников одного народа представителями другого. Но последнее из области запредельных фантазий, так как, повторимся, вандализм понятие вненациональное. Жаль, конечно, что представители правоохранительных органов не поставили в этом деле однозначную точку, выявив и назвав варваров поименно, но есть уверенность, что оно будет доведено до логического конца. Слишком многих взволновала судьба менгира. Есть надежда и на то, что он будет восстановлен – изысканы необходимые средства для реставрации, есть люди (и прежде всего, ученый Бияслан Атабиев, на мнение которого мы ссылались выше), которые полны стремления это сделать. А посему уже в ближайшем будущем один из верных стражей Эльбруса займет свое место в Национальном музее Кабардино-Бал­карии.

  • 1
Его бы не в музей, а на место восстановить, для чего-то он там был поставлен..хотя, скорее всего, простоит недолго..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account