viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

АРКА, ВЕДУЩАЯ В ГОРЫ

    Виктор Котляров: "Во второй половине двадцатых годов прошлого века у входа в Нальчикский парк (нынешний Атажукинский сад) была сооружена скромная арка высотой чуть более пяти метров, шириной около восьми. Состояла она из трех входов – двух узких по бокам и широкого посередине. Надо прямо сказать, что вид у этого сооружения был далеко не презентабельный, особенно на фоне сверкающих вершин Дых-тау, Коштан-тау, Гюльчи, которые, кажется, словно замыкают аллею. И поэтому архитекторам, собравшимся в октябре 1933 года в Нальчике для обсуждения планов по его реконструкции, было предложено облагородить вход в парк. Проект известного советского архитектора Виктора Веснина был признан лучшим из почти двадцати представленных.

1505596_1570686739846447_7546092513024386069_n


    А возвела их «молодежь в две красные субботы. Для этого областной совет профсоюзов выпустил «Заем рабочей инициативы» общим тиражом 7500 облигаций на 75 тысяч трудодней с номинальной стоимостью каждой облигации в 10 трудодней. Заем был выпущен под лозунгом: «Активным участием каждого трудящегося в социалистической переделке города превратим Нальчик в культурный центр Кабардино-Балкарии».

    В этих понятиях, совершенно незнакомых современной молодежи, – рабочая инициатива, трудодни – не просто ушедшая эпоха, а особое отношение к жизни. Отношение светлое, радостное и чистое. Как и сами пилоны, чей воз-раст уже превысил среднюю продолжительность жизни россиянина. А ведь в год их возведения задуманная идея оформления входа в парк вызывала недоумение у многих. Так, безымянный автор статьи «Заметки архитектора» писал, что «возведенные постаменты с колоннами, несмотря на фонтан между ними, не производят цельной композиции и органического единства с окружением. Этот вход должен был замыть длинную перспективу центральной аллеи парка (если смотреть со стороны Долинска) и в то же время должен явиться оформленным местом преломления оси указанной аллеи, которая под углом продолжается далее между гостиницей, Ленучгородком и обрамлена сплошной стеной елочек.

12879_1570686806513107_8341907620715524325_n
10425404_1570686783179776_1750247290186685411_n
10426111_1570686919846429_1062158247715776880_n
10492172_1570686723179782_2661795690619605060_n
10689514_1570686799846441_3930054723215834001_n
10981437_1570686993179755_1703156163606381567_n

    Если смотреть из этой аллеи на выход, то видишь только одну правую часть его, которая занимает совершенно случайное место в перспективе и никак не подготавливает зрителя к новому окружению – парку с широкими аллеями, цветами и так далее. И даже когда вы совсем подошли к парку, разорванная на симметричные части калькуляция ощущения входа в новое пространство не создает…».

10991040_1570686923179762_8595600182676008046_n
10997352_1570686836513104_759905306973170113_n
11002494_1570687159846405_4646321429232331972_n
11018918_1570687163179738_1067023637332911081_n
11021088_1570687223179732_1046231338921001603_n
11021104_1570686733179781_1900079340699962780_n
11024620_1570687249846396_6180481330058931492_n

    Годы показали, что это не совсем так. Правда, со временем был ликвидирован фонтан, располагавшийся в тридцатых годах практически сразу за арками – как выяснилось, он не только мешал движению отдыхающих, но и «скрадывал» перспективу аллеи. Особенно в контексте того, что в скором времени здесь же, на главной аллее, был возведен величественный памятник «вождю всех народов». Но белоснежный сталинский монумент простоял, в силу известных причин, относительно недолго. Вход же в парк за прошедшие годы практически не изменился. Лишь с верхушек над колоннами исчезли шаровые фонари (пилоны обычно завершаются вверху скульптурными композициями), зато прежними остались львиные гривастые морды – по две с каждой из сторон, – их розовые языки (в последнее время – коричневые) все так же извергают ручейки воды в корытца-бассейны. Помнится, будучи малолетними детьми, мы утоляли жажду, протягивая сложенные лодочкой руки в их вечно раскрытые и, если честно, внушающие неосознанное опасение их огромные пасти...".

?

Log in

No account? Create an account