viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

КАТОЛИКИ В ХАБАЗЕ?

   Размещаю один из моих материалов, который, вероятно, вызовет неоднозначную реакцию у ортодоксов. Версия, конечно, достаточно спорная, но имеет право на жизнь. Почитайте. Подумайте. Поделитесь.
Все представленные на иллюстрациях артефакты расположены и найдены на территории Кабардино-Балкарии. Их публикация - крестов многие сотни, если не тысячи - будет продолжена в последующих частях материала.

10532866_1566259410289180_7208574994957367021_n

   Документальных свидетельств о том, что на территории нынешней Кабардино-Балкарии в средние века действовал католический монастырь, не сохранилось. Но вот фольклорных, косвенных, так сказать, сведений имеется достаточно, более того, судя по ним такой монастырь (римско-католическая миссия) был даже не один. Если под франгами (ференками) понимать представителей народов Северной Италии – прежде всего генуэзцев, основавших в XIII веке на Центральном Кавказе свои поселения, колонии и фактории, то известна их деятельность по пропаганде постулатов римско-католической церкви.

   

Мы уже писали о предположении ученого Ф. Бруна относительно нахождения подобного поселения в районе нынешнего селения Урвань. Предания говорят также, что католический монастырь рас-полагался в районе селения Хабаз, чему имеются и материальные подтверждения и о чем мы подробнее расскажем ниже. А начнем с общеизвестной информации. Итак, «согласно францисканским источникам, к началу XIV-ого столетия в горах Северного Кавказа действовали два католических монастыря, построенных в восточном стиле. Растущее влияние католицизма побудило маджарского градоправителя Гайеретиана предложить Римскому престолу основать в городе епархию, поскольку подобные епархии уже существо-вали в Астрахани, городах Армении, Грузии и Крыма. По запросу Гайеретиана Иоанн XXII, который был вторым Авиньонским Папой Римским, адресовал к нему свою буллу от 3 октября 1329 года и отправил в Маджар епископа Самарканда (посвящённого из доминиканцев) Фому Манказола (Thomas Mancasole), который и поло-жил начало Маджарской епархии. Манказол выехал из Авиньона в апреле 1330 года со ста флоринами. Добравшись морем до Судака, он, при содействии священника Каффы, прибыл в Маджар в июле. Вскоре приехал и францисканский монах Таддеус. Папская булла содержала следующий текст: Приветствие нашим дорогим чадам, Иеретанию и всем христианским венграм, малькайтам и аланам! Наполнило нас весьма великим и естественным счастьем, что Великий и Досточтимый Создатель, призыв которого является неизменным и обращён ко всему миру, ко всем тем, которых Он хочет взыскать в Своем милосердии, ради Его Единственного Сына, с Его любовью, которая неописуема на словах и навсегда соединила каждую отдельную христианскую семью, охватывает и Вас, кто был тронут истинной верой, научен Писанием и светом Апостольской Церкви, среди таковых из Восточных областей мира, кому предназначено принять любезность Христианства. Авиньон, 3-его октября 14-го года.

10306077_1566259756955812_5670493040835810504_n

10987617_1566259723622482_1676718145842518176_n




      Булла римского папы Бонифация IX (1389–1404) также упоминает действующую католическую кафедру в Маджаре. В начале XV века на Северном Кавказе побывал немецкий дворянин Иоганн Шильтбергер, что нашло отражение в его записках. По пути из Дербента в Татарию Шильтбергер посетил «гористую страну Джулат, населенную большим количеством христиан, которые там имеют епископство. Священники их принадлежат к ордену кармелитов, которые не знают по-латыни, но молятся и поют по-татарски для того, чтобы их прихожане были более тверды в своей вере. Притом многие язычники принимают святое крещение, так как они понимают то, что священники читают и поют».
      Уточнив, что Маджар – это золотоордынский город в XIII–XVI веках, находившийся на месте нынешнего Будённовска, что в Ставропольском крае, мы попросили прокомментировать эти сведения армавирского историка Сергея Малахова. Ученый был весьма категоричен. Впрочем, лучше представим возможность ознакомиться с его письмом, адресованным авторам этих строк.

10650002_1566259856955802_3920720059785754942_n




      «Разговор о католическом влиянии (не путать с генуэзской торговлей) в средние века преувеличен и достаточно не подкреплен письменными источниками. Никаких сведений о католических монастырях в Центральном Предкавказье и на Центральном Кавказе, тем более в такой глубинной горной части, не было. В. А. Кузнецов в своей книге «Христианство на Северном Кавказе» также не-сколько преувеличивает влияние католичества. Между тем аланская епархия существовала в перечне епархий, подчиненных константинопольскому патриархату (я впервые на это обратил внимание в публикации 1992 года) еще в 1589 году. Аланский митрополит(!) должен был ставить свою подпись под актом об учреждении патриаршества в России, но, кажется, не прибыл в Константинополь.
Рим старался везде открыть епархии, особенно на Северном Кавказе, где были православные аланы, зихи, земли которых оказались вкюченными в состав на Золотой Орды, в которой с 1312 г. начинает официально распространяться ислам, но кроме декларации намерений и привлечения под свое покровительство некоторой части не очень сведующих в различиях веры между византийским толком и католическим западным исповеданием алан (часто общее название для северокавказского населения в источниках того вре4мени), поскольку в это время резко ослабело влияние Константинополя, покровительство временное, католические миссионеры мало что успели сделать. Они могли быть в торговых факториях и городах, политических центрах. Для них и Рима было главной зада-чей влиять на политиков Орды, правителей Центральной Азии. По-этому назначенный в Самарканд Манказоло проездом через Маджары пытается подчинить православных и укоренить католичество в этом городе. Не забудем, что здесь где-то рядом была ставка хана Узбека, где замучили не без помощи московских бояр тверского князя Михаила Тверского в 1319 году, а затем через Маджары и Ас-трахань отправили его тело на Русь.

1385836_1566259870289134_4164541994476542797_n

10428640_1566259983622456_6690759653411206178_n



      Маджары – крупнейший торговый центр, но процветать ему ос-тавалось недолго. Здесь были и православные церкви, и армянские, возможно, были и несториане из Средней Азии. Ну как здесь не по-пытаться на столь благодатной почве пустить католический «корешек»! Но он не пророс. Рим пытается покровительствовать уже «старообращенным» православным – венграм (поиски Великой Венгрии), аланам и «малькайтам», под которыми следует понимать скорее сирийцев-мелькитов, позиции которых были сильны в Средней Азии.
      Заявлять миссионеры в своих донесениях в Рим могли что угодно, особенно о своих успехах в прозелитизме, но реальность была более суровой, работать с паствой они не могли по причине языкового барьера. Но отрапортовать начальнику… Как это знакомо! Попав в списки епархий она могла числиться еще много лет, но после нашествия Тамерлана вряд ли кто остался, да и Маджары заглохли как экономический центр после 1395/6 гг.
Что касается ордена кармелитов, то тут еще более шаткая ситуация. Представьте себе путешественника, пленного немца, который чудом вернулся на родину, и чтобы поправить материальное положение, пишет мемуары по принципу «памятное», обогнув практически весь Кавказ. То, что он не видел сам, дополнял слухами и фантазиями, которым вряд ли стоит верить. Если считать, что слово Джулат (в значении «торговая стоянка, караван-сарай») арабизм, а таких названий-топонимов могло быть много на Северном Кавказе, то и локализация Джулата не обязательно в Осетии, но могла быть ближе к Дагестану, где, кстати, тоже довольно долго еще сохранялось христианство.

10959485_1566260026955785_5828857575253807718_n

10959907_1566260173622437_2035575705051052703_n



       Я не доверяю в полной мере народным легендам (Северного Кавказа в этом ряду не исключение), записанные в конце XIX – первой половине ХХ века они, в большей своей части несут позднюю историческую информацию, и часто беллетристического в них больше, чем исторического. Есть такое понятие: «народная этимология», что и чувствуется в рассказе о франгах и монастырях. Это не означает, что их не было вообще. Но как могут помнить местные жители о монахах, когда в XIX веке они не знали, какому народу принадлежали памятники христианства и что за народ жил до них, то есть не знали об аланах, связывая иногда некоторые памятники с какими-то мифическими людьми».


Продолжение последует


?

Log in

No account? Create an account