viktorkotl

Иная реальность

В поисках запредельного


Previous Entry Share Next Entry
viktorkotl

Виктор Котляров: Вы можете не верить, тем не менее ПАУКИ-ЛЮДОЕДЫ - НЕ ВЫМЫСЕЛ.


ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Одного из них видели совсем недавно в Баксанском ущелье.

Окончание материала

     Вернемся к тексту предания, опубликованному в эпосе «Нарты».
     Поговорим о топонимике мест, где происходят описываемые события. В карачаево-балкарской нартиаде, в отличии от эпосов других народов, в большинстве преданий имеется четкая привязка к местности. В данном случае край Тызыл – Тызыльское ущелье. Местность Кердеуюклю отвечает той, что расположена в Тызыльском ущелье прямо перед водокачкой – сегодня ее называют Кукуртлу, отталкиваясь от значения данного слова (кукурт – значит сероводород). Здесь действительно из земли бил источник с характерным для сероводорода запахом. А вот где находится возвышенность Шаушюгют выяснить так и не удалось. Балкарский ученый Махти Джуртубаев (см. его работу «Карачаево-балкарский героический эпос». М., «Поматур», 2004, с. 152) считает, что это один из близлежащих к Кенделену хребтов, хотя в заключительных абзацах сказания название это обозначает уже ущелье, в котором нарты истребили пауков. На мой взгляд, взгляд человека, влюбленного в Тызыл, бывавшего в нем неоднократно, речь может идти об ущелье Урды – местности удивительной, таинственной и мрачной, до сих пор малоизученной.


1506438_1553718774876577_4490009124915809984_n

  И еще один момент, который привлекает внимание в повествовании о пауках. В описываемом сражении нарты, несмотря на гибель многих из них, одержали победу, истребив всех членистоногих. Они собрали их паутину, отвезли в нартскую страну, где из нее (паутины) соткали холсты и сшили одежду. Непростую, скажем, одежду: она, во-первых, не промокала, во-вторых, в холод в ней было тепло, а в жару – прохладно, и, в третьих, что самое главное, – ее «не брали ни стрелы, ни мечи». Стоит напомнить, что только в наше время ученые узнали об удивительных свойствах паутины. Ее нить по своей прочности превосходит сталь такой же толщины; если же выткать нить толщиной 7 миллиметров, то ею можно остановить летящий на полной скорости новейший самолет. Нити эти способны собирать на себе капли воды, в тысячи раз превосходящие их по размерам.               Паутина настолько эффективно рассеивает энергию удара, что «если из нее изготовить бронежилет, он был бы практически непробиваем, к тому же непромокаем, необыкновенно легок и комфортен – согревал бы зимой и охлаждал летом». То есть, обладал бы всеми теми качествами, о которых говорится в эпосе. Возникает закономерный вопрос: откуда сказителю было известно об уникальных свойствах паутины?
     Она, напомню, ко всему прочему «ослепительно блестела», что помогло нартам в битве с эмегенами. Эмегены – это фольклорные персонажи, основные противники нартов, существа огромно-го роста, невероятной силы, при этом злобные и недалекие. Вот как их характеризовал уроженец Нальчика, известный фольклорист (мы только что выпустили книгу о нем и его работ «Живой от-голосок прошлого) Евгений Баранов: «…Под этим именем известны одноглазые великаны, скрывавшиеся в пещерах и занимавшиеся разведением коз. Злые и жестокие, они отличались необыкновенной прожорливостью и особенно любили лакомиться человеческим мясом: поэтому людям, чтобы оградить себя от их нападения, приходилось вести с ними постоянную борьбу. Не отличаясь особым умом, эмегены легко поддавались обману человека, который благодаря своей хитрости часто побеждал их. Эмегены были от одноглавых до тысячеглавых. Отрубленные головы их имели свойство сейчас же прирастать к туловищу; точно такое же свойство имели и остальные части их тела. Поэтому, чтобы лишить жизни эмегена, отрубленную часть его тела следовало немедленно сжигать…».


10410777_1553727638209024_9007170893614138279_n

  Но в случае с пауками нас интересует лишь одна ипостась эмегенов – их невероятная прожорливость. Вспомним: «Глупые эмегены съели убитых нартами пауков и погибли». Следовательно, пауки были ядовиты и в этом контексте рассказ водителя о том, что паук выплеснул из себя желтую массу – шипящую и вонючую – наполняется особым смыслом. Шипящую – значит, без со-мнения, кислотную: соляная кислота, как известно, в определенных случаях шипит и пенится. По-везло, надо сказать, нашему водителю, что выплюнутая пауком субстанция не попала на его тело…
     Большой научный интерес, судя по всему, представляли тызыльские пауки. Если они, конечно, были. Уже упоминаемый выше Махти Джуртубаев, комментируя сюжет о членистоногих, заключает: «Трудно сказать, лежат ли в основе сказания какие-то реальные события, например, столкновение с племенем, самоназвание которого напоминало предкам балкарцев и карачаевцев слово «губу» – паук, т.е. оно появилось в результате ложной этимологии. Об этих пауках старики – балкарцы и карачаевцы – рассказывают как о реальных существах, обитавших в отдаленные времена в горах Кавказа. Спасаясь от них, люди строили себе жилища на плоских вершинах гор – пауки не умели карабкаться по склонам. В долины люди спускаться не рисковали». (с. 152-153).
Но мне кажется, что племя губу в данном случае вовсе не при чем. Более того: закидайте меня камнями своей иронии, утопите меня в водопаде своего остроумия, но я верю: отдельные особи гигантских паук, уничтоженные нартами в незапамятные времена (считается, что эпос как таковой создавался в VIII–VII веках до нашей эры, а в XIII–XIV отдельные сказания были объединены в циклы) дожили и до наших дней. Более того, есть человек, который своими глазами видел гигантских пауков-людоедов. Видел относительно недавно, и я знаю, что он не врет. Не то что знаю – уверен.
    Вот как это было. Январский звонок из Тырныауза от товарища, моего ровесника, с которым побывали не в одной экспедиции, о котором я не раз писал. Но речь в данном случае не о нем, а о его знакомом – человеке состоявшемся, известном в своем кругу, не склонном к преувеличениям и байкам. В силу своей должности и занимаемого положения, он немного стесняется, что ему могут не поверить, не так понять и поэтому по обоюдному согласию сегодня я не называю его имени. Вот эта история. 2008 год. Наш имярек едет в Тырныауз и за селением Бедык, где-то в двух с половиной километрах от него, видит на дороге нечто.
     Вот его впечатления: «Я издалека заметил, что через дорогу что-то передвигается. Остановился в метрах пяти-шести от этого существа, поставил машину на ручник, открыл дверь, но выходить не стал. И только тут понял, что через трассу переползает огромный (не менее 35-40 сантиметров высотой) паук. По своим размерам он был куда как больше ведра. Двигался медленно, его ноги (мне показалось, что их не меньше восьми) передвигались синхронно. Честно скажу: при его виде у меня, человека в силу своих профессиональных обязанностей много видевшего, перехватило дыхание – это был настоящий монстр, созданный природой для того, чтобы нести смерть. Я дождался, пока он скроется в придорожных зарослях, а потом помчался на такой скорости, что за какие-то пятнадцать минут оказался в Тырныаузе. Мне незачем выдумывать и лукавить, могу, если надо, подтвердить правдивость своего рассказа на полиграфе, тем более, что уже пару раз про-ходил на нем проверку. Вы говорите, что в эпосе «Нарты» имеется предание о таких пауках, но я, к своему стыду, не читал его – работа не оставляет времени на чтение. И от стариков я не слышал ничего подобного. А если бы слышал, то принял бы рассказчика за фантазера. У нас немало таких – выдумывают, особенно на нетрезвую голову, чтобы привлечь к себе внимание, покрасоваться, набить цену. Я не из их числа. И об этом эпизоде никому не рассказал тогда, да и сейчас не собирался, если бы не узнал, что вы намечаете поездку в эти места.        Мне кажется, что это чудище живет где-то поблизости – может, в пещерах, что с правой, если едем вверх, стороны Баксанского ущелья. Ведь, как я понял из нашего с вами разговора, сказитель, с чьих слов записано воспроизведенное в «Нартах» предание, тоже был родом из Бедыка. Скорее всего это не случайно и именно здесь, или в Тызыле, что за хребтом, он живет. Он или они. С другой стороны, вы утверждаете, что пауки не умеют карабкаться по склонам. Но, может, раньше не умели, а за прошедшие столетия и этому научились?     Странно и то, что за это время их никто не видел. Но я видел. Видел, как вижу вас, они реальны».
     Значит, они существуют? Значит, эти реликты ушедших эпох каким-то невероятным образом дожили и до наших дней? Дрожь пробегает по телу от одной мысли, что мы могли столкнуться с одним из представителей этого ископаемого вида – хищника, в рационе которого не только насекомые или другие мелкие животные, но и люди. Брр…


10923633_1553718834876571_4587917060834254270_n

  Наука однозначно говорит: это невозможно, а жизнь, как свидетельствуют два описанных случая, получается, убеждает в обратном? Но не будем спешить, ведь доказательств у нас, по большому счету, нет, а свидетельство очевидца, даже если его подтвердит полиграф, в данном случае ничего не значит: может, видел, а может, привиделось.
      И необходимый посткриптум.
     Алмасты – лесных людей, существование которых и поныне также не подтверждено наукой, в Кабардино-Балкарии видели сотни, если не тысячи. Живут не только легенды, но и собраны (в частности, знаменитой экспедицией француженки Жанны Кофман, долгие годы базировавшейся в селении Каменномостское) многочисленные свидетельские показания. Отчего мы вспомнили об алмасты? Одна из версий, почему их до сих пор не обнаружили, основана на том, что алмасты живут не в нашем мире, а, скажем так, в другом – параллельном, парамире. И в силу каких-то обстоятельств оказываются в какой-то момент в нашем. А если и с гигантскими пауками происходит нечто подобное? Можно ли такое допустить? А почему нельзя?
     Следовательно, надо искать. Будем искать, как говорил герой одного известного кинофильма? Будем искать! Нынешней весной мы собираемся в верховья Бедыка, лежащие за ннми Тызыл и Урды – те самые (вспомните строчку из предания «Как нарт Сосурук истребил пауков-людоедов») «глубокие ущелья, где до сих пор лежат кости и черепа людей, которых сожрали эти пауки».
     Если найдем – расскажем; если останемся, обескровленные, в тех местах – не поминайте лихом, помяните «незлым добрым словом». А, может, кто хочет присоединиться к нам? Предложения приветствуем, ибо, как говорили римляне, «идущие на…»

  • 1
Я бы с удовольствием присоединился бы к Вашим поискам)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account